© 20022020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU
При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/corp/biz02-08.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право
Средства массовой информации (СМИ)
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кино-хроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.Учредитель
Учредителями могут быть как физические, дееспособные лица , так и юридическое лица, по отдельности и вместе. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.
Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.
Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Редакция
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.В течение двух лет со дня первого выхода в свет (в эфир) продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей. Перерегистрация средства массовой информации не влияет на исчисление данного срока. В случае, если учредитель прекратил деятельность средства массовой информации до истечения указанного срока, платежи взыскиваются в полном объеме за весь срок.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона о средствах массовой информации , устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Устав редакции
Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.В уставе редакции должны быть определены:
- взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
- полномочия коллектива журналистов штатных сотрудников редакции;
- порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
- основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
- передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
- порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами. До утверждения устава редакции, а также, если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1-5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.
Издатель
Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником доходаУставной капитал
У средств массовой информации нет уставного капитала как такового, но, если редакция регистрируется как юридическое лицо, то уставной капитал должен соответствовать требованиям установленным для выбранной организационно-правовой формы.Ответственность
Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
- если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
- если они получены от информационных агентств;
- если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
- если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
- если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
- если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Особенности организаций средств массовой информации
Организации средств массовой информации организации, имеющие своей главной целью информационное обеспечение граждан. При этом, разумеется, есть цель и извлечения прибыли (если это не так называемое СМИ "влияния"). Для этого в средствах массовой информации размещают рекламу. При этом необходимо учитывать законодательство о рекламе, ограничения наложенные им. Необходимо ограничивать объемы рекламы, например, для печатных СМИ не более 40 процентов площади разрешается отводить под рекламу. Можно и больше, но в этом случае СМИ будет признано рекламным, что влечет за собой отмену различных льгот.Статус организации средства массовой информации, кроме некоторых льгот, дает и иные привилегии. Например, возможность получения аккредитации в государственных органах и получать информацию непосредственно из первых рук. Возможность подавать запросы, и получать на них ответы либо мотивированные отказы. Для возможности создать организацию, которая будет заниматься теле- или радиовещанием необходимо получить соответствующие лицензии. В городах с населением более 200 тыс. человек эти лицензии выдаются по итогам конкурса. [an error occurred while processing this directive]