[an error occurred while processing this directive] Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/law/zak/zak046-4.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

    
              Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте,
                 охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта,
                          организация работы в особых условиях
    
Статья 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации 
железнодорожного транспорта и иных технических средств
       
       1. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта 
осуществляет:
       
       правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и 
эксплуатации железнодорожного транспорта и иных связанных с перевозочным процессом на 
железнодорожном транспорте технических средств, в том числе установление классификации, 
порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с 
нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта 
событий;
       
       разработку государственной политики в области безопасности движения и эксплуатации 
железнодорожного транспорта общего пользования и эксплуатации транспортных и иных 
связанных с перевозочным процессом технических средств;
       государственный контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области 
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической 
безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и 
техногенного характера, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных 
связанных с перевозочным процессом технических средств, соответствующее нормативное 
регулирование в области промышленной безопасности, специальные разрешительные, 
надзорные и контрольные функции в области промышленной безопасности.
       Государственный контроль (надзор) на железнодорожном транспорте осуществляется 
специальной службой федерального органа исполнительной власти в области 
железнодорожного транспорта. Структура, функции указанной службы, права и полномочия ее 
государственных ревизоров определяются Правительством Российской Федерации. 
Требования, предъявляемые государственными ревизорами указанной службы в пределах их 
компетенции к физическим и юридическим лицам, являются обязательными для исполнения.
       Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта 
осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных 
грузов железнодорожным транспортом, установленные Правительством Российской 
Федерации.
       
       2. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие 
участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской 
Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:
       безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
       безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
       безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
       экологическую безопасность.
       
Статья 21. Основные положения в области обеспечения безопасности движения и 
эксплуатации железнодорожного транспорта
       1. Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего 
пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные 
с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются 
зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств 
владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
       Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, 
выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути 
утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в 
области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут 
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
       2. Объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, 
транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей 
общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, 
обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта. Минимальные 
расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и 
расположенных на них зданий, строений, сооружений, пересечений железнодорожных путей 
общего пользования линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и 
другими наземными и подземными сооружениями, а также нормы сооружения и содержания 
указанных объектов при их пересечении железнодорожными путями общего пользования и 
сближении с этими железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми 
актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по 
согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного 
транспорта.
       Владельцы линий связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводов и других 
пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в 
непосредственной близости от них сооружений несут ответственность за обеспечение 
безопасности их функционирования и соблюдение установленных норм строительства и 
эксплуатации указанных сооружений. Владелец указанных сооружений обязан своевременно 
информировать соответствующих владельцев инфраструктур о возникновении аварийных 
ситуаций, которые могут повлиять на работу организаций железнодорожного транспорта, и о 
принимаемых мерах.
       3. Грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и 
специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, 
а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для 
ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.
       Владелец инфраструктуры и перевозчик обязаны в пределах технических и 
технологических возможностей имеющихся у них восстановительных и противопожарных 
средств принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий.
       4. Порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными 
дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, 
условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия 
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного 
транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области 
внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с 
учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
       
       5. Представители федерального органа исполнительной власти в области 
железнодорожного транспорта имеют право проверять достоверность сведений о массе 
грузов, грузобагажа и других указанных грузоотправителями (отправителями) в перевозочных 
документах сведений.
       6. За нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте и 
эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств 
виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской 
Федерации.
       
Статья 22. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования 
экологической безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-
эпидемиологического благополучия населения
       1. На железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению 
экологической безопасности, пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-
эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, 
перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими 
вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в 
соответствии с законодательством Российской Федерации.
       2. Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности на 
железнодорожном транспорте общего пользования, за исключением государственного надзора 
за железнодорожным подвижным составом, осуществляется специально уполномоченным 
федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Контроль за 
обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте 
осуществляются ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в 
области железнодорожного транспорта.
       3. Государственный контроль (надзор) за обеспечением экологической безопасности, а 
также за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на 
железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется федеральным органом 
исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Санитарно-гигиенические и 
эпидемиологические учреждения федерального органа исполнительной власти в области 
железнодорожного транспорта входят в систему государственной санитарно-
эпидемиологической службы Российской Федерации.
       
Статья 23. Охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования 
и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте 
общего пользования
       1. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается 
перевозчиком за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной 
федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или 
другими организациями, за исключением обеспечиваемых грузоотправителями или 
грузополучателями охраны и сопровождения грузов в соответствии с Федеральным законом 
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" либо договором.
       
       2. Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего 
пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны 
федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, 
внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и 
иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов 
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
       3. Обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего 
пользования и борьба с преступностью осуществляются органами внутренних дел на 
транспорте, а также иными органами, на которые законодательством Российской Федерации 
возложены такие функции.
       
Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных 
ситуациях
       1. Владелец инфраструктуры и перевозчик принимают незамедлительные меры по 
ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, 
наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного 
транспорта.
       Для принятия указанных в настоящем пункте мер владелец инфраструктуры и 
перевозчик за счет собственных средств должны содержать специализированные 
подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и 
технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной 
власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными 
федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры 
со сторонними специализированными организациями.
       2. Порядок действий участников перевозочного процесса при возникновении 
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется федеральным 
органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом 
грузоотправитель, грузополучатель (отправитель, получатель в случае повагонной отправки 
грузобагажа) обязаны обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или 
своих представителей на место транспортного происшествия в зависимости от его тяжести.
       3. Федеральный орган исполнительной власти в области предотвращения 
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации последствий 
стихийных бедствий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 
органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, 
регулирующим защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и 
техногенного характера, оказывают владельцам инфраструктур и перевозчикам помощь в 
ликвидации последствий таких ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности 
движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.
       4. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, 
владельцы инфраструктур и перевозчики входят в единую государственную систему 
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и 
техногенного характера.
[an error occurred while processing this directive]