[an error occurred while processing this directive] Общие положения

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/law/zak/zak075-1.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

    
                        Глава 1. Общие положения
     
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского 
профессионального образования
       
       1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского 
профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими 
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами 
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и 
муниципальными правовыми актами.
       2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, 
чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила 
международного договора.
       
Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан 
Российской Федерации в области высшего и послевузовского 
профессионального образования
       
       1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального 
образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об 
образовании", а также на следующих принципах:
       1) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
       2) непрерывность и преемственность процесса образования;
       3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования 
Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей 
школы в мировую систему высшего образования;
       4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития 
науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения 
квалификации работников;
       5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений 
научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.
       2. Утратил силу с 1 января 2005 г.
       3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского 
профессионального образования посредством:
       1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных 
государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не 
менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в 
Российской Федерации;
       2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;
       3) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
       4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим 
категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского 
профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер 
социальной поддержки в соответствии с законодательством;
       5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского 
профессионального образования;
       6) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
       7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального 
образования и науки.
       
       4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе 
бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и 
муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 
пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных 
государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 
настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если 
образование данного уровня гражданин получает впервые.
       5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения 
высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и 
направления подготовки (специальности).
       Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского 
профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным 
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, 
прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности 
государства.
       
        Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и 
науки
       1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки 
имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и 
совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений 
науки и техники.
       2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки 
может осуществляться в разных формах, в том числе:
       1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и 
экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;
       2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и 
научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для 
участия в образовательной и (или) научной деятельности;
       3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями 
совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных 
разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;
       4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского 
профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного 
профессионального образования;
       
       5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, 
осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, 
установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным 
органом исполнительной власти;
       
       6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, 
осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным 
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
       
Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального 
образования и академические свободы
       
       1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального 
образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в 
подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и 
иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного 
заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
       
       2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед 
личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего 
учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей 
компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной 
власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший 
лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия).
       
       3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, 
научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются 
академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного 
заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных 
исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания 
согласно своим склонностям и потребностям.
       Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую 
ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее 
свободного изложения и распространения.
[an error occurred while processing this directive]