[an error occurred while processing this directive] Общие положения

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/law/zak/zak075-4.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

    
               Глава IV. Управление системой высшего 
            и послевузовского профессионального образования
     
Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере 
высшего и послевузовского профессионального образования
       1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и 
послевузовского профессионального образования относятся:
       1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского 
профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;
       2) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
       3) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
       4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;
       5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих 
вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с 
законодательством Российской Федерации.
       2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и 
послевузовского профессионального образования относятся:
       1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;
       2) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
       3) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
       4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы 
высшего и послевузовского профессионального образования;
       
       5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, 
научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального 
образования, их государственной аккредитации;
       
       6) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших 
учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с 
органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
       6.1) определение перечня федеральных государственных высших учебных заведений, в 
которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет 
военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, 
воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению 
солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по 
основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и 
пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к 
вступительным испытаниям;
       7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы 
высшего и послевузовского профессионального образования;
       
       8) определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных 
образовательных стандартов высшего профессионального образования;
       9) определение порядка установления перечня направлений подготовки 
(специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования;
       10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня высших учебных 
заведений, при приеме в которые для обучения по программам бакалавриата и программам 
подготовки специалиста проводится дополнительное вступительное испытание профильной 
направленности, и направлений подготовки (специальностей);
       11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки 
(специальностей), по которым при приеме в высшие учебные заведения для обучения по 
программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться 
дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;
       12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего 
профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации 
(степени) "специалист".
       
       13) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и 
реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в 
том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего 
профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к 
дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней 
направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, 
государственной аккредитации высших учебных заведений.
       
       14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные 
заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и высшие 
учебные заведения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, 
составляющие государственную тайну.
       3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего 
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в 
сфере образования, относятся:
       
       1) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
       2) установление федеральных государственных требований к основным 
образовательным программам послевузовского профессионального образования (для 
обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре), а также утверждение положений об итоговой 
государственной аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;
       3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ 
высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной 
литературы и производства учебно-наглядных пособий;
       
       4) утратил силу с 1 января 2007 г.;
       5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в 
области высшего и послевузовского профессионального образования;
       6) утратил силу;
       7) установление формы документов государственного образца о высшем и 
послевузовском профессиональном образовании;
       8) определение порядка подтверждения документов государственного образца о 
высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых 
званиях, порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности 
документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном 
образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
       
       9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов 
подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования 
высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского 
профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных 
учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам 
капитального строительства указанных учреждений;
       10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению 
объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, 
переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в 
том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных 
нормативов финансирования соответствующих образовательных учреждений;
       11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего 
и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры 
подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой 
области;
       12) определение порядка установления федеральным органам исполнительной власти, 
имеющим в ведении высшие учебные заведения, другим главным распорядителям средств 
федерального бюджета контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств 
федерального бюджета;
       13) утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том 
числе научных работников;
       
       14) установление порядка приема граждан в государственные и муниципальные высшие 
учебные заведения, за исключением высших учебных заведений, указанных в подпункте 14 
пункта 2 настоящей статьи, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных 
испытаний при поступлении в указанные высшие учебные заведения, и порядка перевода 
обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;
       15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального 
образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений 
системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;
       16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений 
(организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального 
образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение 
межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного 
обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;
       17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными 
организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, 
слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального 
образования по улучшению условий их обучения, труда;
       18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, 
учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
       
       19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского 
профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых 
федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие 
учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных 
нормативных документов;
       20) утратил силу с 1 января 2007 г.;
       21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического 
персонала;
       22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных 
заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок 
организации указанных филиалов;
       23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
       24) заключение международных договоров межведомственного характера в 
соответствии с законодательством Российской Федерации.
       4. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего 
функции по контролю и надзору в сфере образования, относятся:
       
       1) осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки 
обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными 
образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и 
устанавливаемыми в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона 
образовательными стандартами и требованиями:
       в высших учебных заведениях по всем реализуемым ими образовательным 
программам;
       в научных организациях и в образовательных учреждениях дополнительного 
профессионального образования по программам послевузовского профессионального 
образования и программам дополнительного профессионального образования;
       в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах высших 
учебных заведений;
       
       2) лицензирование и государственная аккредитация:
       высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;
       научных организаций и образовательных учреждений дополнительного 
профессионального образования по программам послевузовского профессионального 
образования и программам дополнительного профессионального образования, по которым 
установлены федеральные государственные требования;
       расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалов высших 
учебных заведений;
       
       3) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской 
Федерации в области образования высшими учебными заведениями, а также научными 
организациями и образовательными учреждениями дополнительного профессионального 
образования, реализующими образовательные программы послевузовского 
профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по 
которым установлены федеральные государственные требования;
       4) принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в 
области образования, в том числе путем направления в образовательное учреждение и его 
учредителю (учредителям) обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за 
исполнением таких предписаний;
       5) осуществление контроля и надзора за деятельностью советов по защите диссертаций 
на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, 
ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, образовательных 
учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций по 
вопросам присвоения ученых званий;
       
       6) выдача разрешений на создание советов по защите диссертаций на соискание 
ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, установление 
полномочий этих советов и определение перечня специальностей, по которым этим советам 
предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также приостановление 
деятельности и закрытие таких советов;
       7) рассмотрение в установленном порядке вопросов присвоения ученых званий 
профессора по специальности, профессора по кафедре, доцента по специальности, доцента 
по кафедре, присуждения ученых степеней кандидата наук, доктора наук; выдача 
соответствующих аттестатов и дипломов установленного образца, а также рассмотрение 
вопросов лишения, восстановления указанных ученых званий и ученых степеней;
       8) признание и установление эквивалентности на территории Российской Федерации 
документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном 
образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
       9) информационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной 
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в 
сфере образования;
       10) подтверждение документов государственного образца о высшем или 
послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
       5. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, 
в ведении которых находятся высшие учебные заведения, устанавливается положениями о 
соответствующих органах, утвержденными Президентом Российской Федерации или 
Правительством Российской Федерации.
       
Статья 25. Утратила силу с 1 января 2005 г.
Статья 26. Государственный контроль качества высшего и послевузовского 
профессионального образования
       
       1. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального 
образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего 
и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки 
специалистов, рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на 
финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования.
       Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального 
образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, 
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
       Если по результатам контроля качества подготовки обучающихся и выпускников 
выявлено несоответствие качества подготовки федеральным государственным 
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и 
устанавливаемым в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона 
образовательным стандартам и требованиям, федеральный орган исполнительной власти, 
осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, вправе направить в 
высшее учебное заведение, образовательное учреждение дополнительного 
профессионального образования, научную организацию и их учредителям обязательное для 
исполнения предписание об устранении указанного несоответствия.
       2. Государственный контроль за соблюдением высшим учебным заведением, 
образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, научной 
организацией условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и (или) 
законодательства Российской Федерации в области образования обеспечивается 
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и 
надзору в сфере образования, с участием органов исполнительной власти субъекта 
Российской Федерации, на территории которого расположены такие образовательные 
учреждения или такая научная организация. В случае, если было допущено нарушение этих 
условий и (или) законодательства Российской Федерации в области образования, 
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору 
в сфере образования, направляет в такие образовательные учреждения или такую научную 
организацию и их учредителям обязательное для исполнения предписание об устранении 
выявленного нарушения в определенный срок.
       В случае неисполнения указанного предписания федеральный орган исполнительной 
власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, вправе 
приостановить действие лицензии, выданной им высшему учебному заведению, 
образовательному учреждению дополнительного профессионального образования, научной 
организации, полностью или в части осуществления образовательной деятельности по 
отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного 
нарушения условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и (или) 
законодательства Российской Федерации в области образования.
       Если в установленный срок выявленное нарушение не будет устранено, лицензия 
подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензии принимается федеральным 
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере 
образования, и может быть оспорено в суде.
       3. Утратил силу.
[an error occurred while processing this directive]