[an error occurred while processing this directive] Государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/law/zak/zak084-10.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"

    
            Глава X. Государственное регулирование деятельности в области
                 негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного 
           пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. 
                   Надзор и контроль за указанной деятельностью
     
Статья 34. Государственное регулирование деятельности в области 
негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного 
страхования и профессионального пенсионного страхования. Надзор и 
контроль за указанной деятельностью
       1. В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и 
интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства 
государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного 
пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального 
пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет 
уполномоченный федеральный орган.
       2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции 
государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, 
специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного 
обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного 
страхования, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.
       Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с настоящим 
Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
       3. При осуществлении своих функций уполномоченный федеральный орган:
       принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам 
регулирования деятельности фондов, включая инструкции и методические указания в 
отношении установления стандартов распространения, предоставления или раскрытия 
информации и форм отчетов, а также по вопросам надзора и контроля за указанной 
деятельностью;
       устанавливает совместно с федеральным органом исполнительной власти, 
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому 
регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, правила 
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности фондов;
       осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и 
пенсионному страхованию;
       осуществляет уведомительную регистрацию фондов, подавших заявление о намерении 
осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве 
страховщика в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
       осуществляет регистрацию правил фонда;
       раскрывает в соответствии с настоящим Федеральным законом информацию о фондах, 
осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о 
фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована 
лицензия;
       информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о фондах, осуществляющих 
деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых 
введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 
10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии;
       направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей 
статьи, запросы о представлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности 
по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и 
инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований 
федеральных законов;
       выдает лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах своей компетенции 
предписания об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального 
закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном 
страховании;
       рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения;
       рассматривает аудиторские заключения на отчетность лиц, указанных в пункте 2 
настоящей статьи, а в случае необходимости требует представления аудиторского заключения 
на такую отчетность;
       устанавливает в пределах своей компетенции формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 
настоящей статьи, а также порядок и сроки их представления;
       ежегодно публикует в средствах массовой информации сведения о формировании и 
финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и 
финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с 
требованиями законодательства Российской Федерации. Формы публикации указанных 
сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации;
       
       устанавливает квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции 
единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы 
внутреннего контроля);
       утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере 
деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному 
страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и определяет условия и 
порядок аккредитации организаций, осуществляющих указанную аттестацию в форме приема 
квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет 
аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и 
ведет реестр аттестованных лиц;
       аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого 
нарушения аттестованными лицами настоящего Федерального закона, а также 
законодательства Российской Федерации;
       рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные 
с нарушениями настоящего Федерального закона;
       привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности в 
порядке, установленном федеральным законом;
       обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих 
деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих 
лицензий;
       обращается в суд с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных 
лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных настоящим 
Федеральным законом;
       предпринимает иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, 
другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства 
Российской Федерации.
       4. Утратил силу.
       5. При осуществлении контроля сотрудники уполномоченного федерального органа в 
соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных 
удостоверений и решения руководителя указанного органа (его заместителя) о проведении 
проверки имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, а также право 
доступа к документам и информации (в том числе информации, доступ к которой ограничен 
или запрещен в соответствии с федеральным законом), которые необходимы для 
осуществления контроля, а также доступ к программно-аппаратным средствам, 
обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.
       6. При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей 
статьи, уполномоченный федеральный орган вправе:
       проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;
       проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков соответствующих 
нарушений, в том числе на основании отчетов фонда, уведомлений специализированного 
депозитария о выявлении нарушений, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических 
лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;
       получать от лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и их работников необходимые 
документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен или 
запрещен в соответствии с федеральным законом, а также объяснения в письменной или 
устной форме;
       обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в 
органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении 
оперативно-розыскных мероприятий.
       
Статья 34.1. Меры, применяемые уполномоченным федеральным органом
       1. При выявлении нарушений требований федеральных законов или принятых в 
соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с 
которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, уполномоченный 
федеральный орган вправе своим предписанием запретить фонду проведение всех или части 
операций, применить иные меры ответственности, установленные федеральными законами, а 
в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аннулировать у него лицензию 
и назначить в фонд временную администрацию.
       2. Уполномоченный федеральный орган вправе своим предписанием ввести запрет на 
проведение следующих операций фонда:
       заключение новых пенсионных договоров, и (или) договоров об обязательном 
пенсионном страховании, и (или) договоров о создании профессиональных пенсионных 
систем;
       совершение сделок по самостоятельному размещению средств пенсионных резервов и 
(или) исполнение обязательств по таким сделкам;
       передачу средств пенсионных резервов и (или) средств пенсионных накоплений в 
доверительное управление управляющим компаниям;
       списание денежных средств со счета, на котором находятся средства пенсионных 
резервов или средства пенсионных накоплений, за исключением списания денежных средств 
для выплаты негосударственной пенсии, накопительной части трудовой пенсии, 
профессиональной пенсии и выплат правопреемникам - физическим лицам.
       3. Запрет на проведение указанных в пункте 2 настоящей статьи операций может быть 
введен в случаях:
       неисполнения или ненадлежащего исполнения предписания уполномоченного 
федерального органа об устранении нарушения;
       неисполнения или ненадлежащего исполнения требования уполномоченного 
федерального органа о представлении информации, необходимой для осуществления 
функций (полномочий) указанного органа;
       воспрепятствования проведению уполномоченным федеральным органом проверки 
деятельности фонда;
       заключения фондом пенсионного договора или договора об обязательном пенсионном 
страховании при отсутствии договора со специализированным депозитарием.
       4. Запрет на проведение всех или части операций может быть введен до устранения 
нарушения или прекращения действия обстоятельств, послуживших основанием для 
направления предписания о соответствующем запрете, но на срок, не превышающий шести 
месяцев. В случае, если проведение операций, в отношении которых введен запрет, является 
необходимым условием для проведения иных операций, в отношении последних также 
вводится запрет.
       5. Предписание о запрете на проведение операций выносится уполномоченным 
федеральным органом в порядке, установленном его регламентом, и направляется фонду 
посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о 
вручении), а также посредством факсимильной связи (электронного сообщения). Информация 
о направлении такого предписания раскрывается на официальном сайте уполномоченного 
федерального органа не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения.
       6. При аннулировании лицензии фонда уполномоченный федеральный орган назначает 
в фонд временную администрацию для исполнения обязанностей, предусмотренных 
статьей 7.2 настоящего Федерального закона, в случае, если:
       в фонде на момент аннулирования лицензии прекратилась деятельность совета фонда 
и (или) единоличного (коллегиального) исполнительного органа фонда;
       фонд не исполняет обязанностей, предусмотренных пунктами 12-14 статьи 7.2 
настоящего Федерального закона, в предусмотренные указанной статьей сроки.
       7. Решение о назначении временной администрации и об утверждении ее состава 
принимается уполномоченным федеральным органом. В период деятельности временной 
администрации полномочия исполнительных органов фонда могут быть ограничены или 
приостановлены решением уполномоченного федерального органа о назначении временной 
администрации.
       8. В состав временной администрации входят руководитель временной администрации, 
его заместитель (при необходимости) и члены временной администрации. Руководителем 
(заместителем руководителя) временной администрации назначается должностное лицо 
уполномоченного федерального органа.
       9. В состав временной администрации не могут входить:
       лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа фонда, его 
заместители, лица, входящие в совет фонда и коллегиальный исполнительный орган, а также 
главный бухгалтер (бухгалтер), руководитель и члены ревизионной комиссии, руководитель, 
контролер и сотрудники службы внутреннего контроля;
       лица, являющиеся кредиторами или должниками фонда, в том числе вкладчики, 
участники и застрахованные лица, а также должностные лица и сотрудники кредиторов или 
должников, за исключением должностных лиц и сотрудников специализированного 
депозитария, имеющего договор с фондом, в который назначается временная администрация;
       учредители фонда, а также их должностные лица и сотрудники.
       10. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий 
исполнительных органов фонда осуществляет любые действия по исполнению обязанностей 
фонда, предусмотренных статьей 7.2 настоящего Федерального закона, от имени фонда без 
доверенности.
       11. Временная администрация получает от работников фонда, управляющей компании 
и специализированного депозитария фонда, а также от иных лиц необходимые документы и 
информацию, которые касаются деятельности фонда, принимает меры по обеспечению 
сохранности имущества и документации фонда и предпринимает иные действия в целях 
обеспечения прав и законных интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц, а также 
их правопреемников.
       12. При исполнении полномочий исполнительных органов фонда временная 
администрация имеет право получать доступ к информации о состоянии пенсионных счетов, 
данных бухгалтерского учета, первичных учетных документов, а также к программно-
аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной 
информации.
       13. В случае, если временной администрацией при осуществлении функций, 
предусмотренных настоящим Федеральным законом, были выявлены признаки 
несостоятельности (банкротства) фонда, уполномоченный федеральный орган обращается в 
арбитражный суд с заявлением о признании фонда банкротом.
       
Статья 35. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической 
деятельности фондов и управляющих компаний и их недобросовестной 
конкуренции
       Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов 
и управляющих компаний и их недобросовестной конкуренции обеспечиваются специально 
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
       
Статья 35.1. Информация, подлежащая раскрытию фондами
       1. Фонды обязаны раскрывать в порядке и сроки, которые установлены 
уполномоченным федеральным органом, следующую информацию:
       наименование и номер лицензии фонда, фирменное наименование управляющей 
компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их 
лицензий;
       о месте нахождения фонда и его обособленных подразделений;
       бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках фонда, аудиторское и актуарное 
заключения;
       о размере дохода от размещения пенсионных резервов, подлежащего зачислению на 
пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
       о размере дохода от инвестирования пенсионных накоплений, подлежащего 
зачислению на пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии;
       о размере дохода от размещения пенсионных резервов, направляемого на 
формирование страхового резерва фонда;
       о размере дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов (дохода, 
полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений), направляемого на 
формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
       о размере части сумм пенсионных взносов, направляемых на формирование 
имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие 
административных расходов фонда;
       о количестве вкладчиков и участников фонда, а также участников фонда, получающих 
из фонда негосударственную пенсию;
       о количестве застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных 
накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в фонде;
       о размере пенсионных резервов фонда, в том числе страхового резерва, пенсионных 
накоплений, имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в 
том числе совокупного вклада учредителей;
       о заключении и прекращении действия договора доверительного управления 
пенсионными резервами или пенсионными накоплениями с управляющей компанией с 
указанием ее фирменного наименования и номера лицензии;
       о заключении и прекращении договора со специализированным депозитарием.
       2. Фонд обязан раскрыть пенсионные правила, а в случае осуществления деятельности 
по обязательному пенсионному страхованию страховые правила, а также внесенные в них 
изменения и дополнения до начала заключения пенсионных договоров и договоров об 
обязательном пенсионном страховании в соответствии с этими правилами.
       3. Фонд обязан раскрыть информацию о регистрации уполномоченным федеральным 
органом изменений и дополнений в пенсионные правила, а в случае осуществления 
деятельности по обязательному пенсионному страхованию в страховые правила.
       4. В случае принятия решения о приостановлении привлечения новых застрахованных 
лиц по обязательному пенсионному страхованию фонд обязан раскрыть не позднее дня, 
следующего за днем принятия такого решения, сообщение об этом. Сообщение о 
приостановлении привлечения новых застрахованных лиц по обязательному пенсионному 
страхованию должно содержать указание причин такого приостановления.
       5. Уполномоченный федеральный орган обеспечивает раскрытие информации и 
создание общедоступной системы раскрытия информации о деятельности фондов, 
управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании 
указанных видов деятельности.
       
Статья 35.2. Информация, предоставляемая по требованию заинтересованных лиц
       Фонд обязан предоставить всем заинтересованным лицам по их требованию по месту 
нахождения фонда и его обособленных подразделений соответственно следующую 
информацию:
       устав фонда, его пенсионные правила, а в случае осуществления деятельности по 
обязательному пенсионному страхованию страховые правила, а также полный текст 
зарегистрированных изменений и дополнений в них;
       бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, аудиторское и актуарное 
заключения, составленные на последнюю отчетную дату;
       полное и (или) сокращенное фирменное наименование управляющей компании 
(управляющих компаний) и специализированного депозитария фонда, а также номера их 
лицензий;
       формы договоров негосударственного пенсионного обеспечения по каждой пенсионной 
схеме;
       форму договора обязательного пенсионного страхования и заявления застрахованного 
лица;
       информацию, раскрываемую фондом в соответствии с требованиями настоящего 
Федерального закона, пенсионными и страховыми правилами фонда.
       
Статья 35.3. Требования к содержанию распространяемой, предоставляемой или 
раскрываемой информации
       1. Распространяемая, предоставляемая или раскрываемая информация о фонде 
должна содержать:
       полное и (или) сокращенное фирменное наименование фонда, а также номер лицензии 
фонда;
       сведения о месте или местах (с указанием адреса помещения, адреса сайта и номеров 
телефонов), где можно получить подробную информацию о фонде и ознакомиться с уставом, 
пенсионными и страховыми правилами, а также с иными документами, предусмотренными 
настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами уполномоченного 
федерального органа;
       в случаях, установленных нормативными правовыми актами уполномоченного 
федерального органа, положения о возможности увеличения или уменьшения дохода от 
размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, а также указание 
на то, что результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем, что 
государство не гарантирует доходности размещения пенсионных резервов и инвестирования 
пенсионных накоплений, и предупреждение о необходимости внимательного ознакомления с 
уставом фонда, его пенсионными и страховыми правилами перед заключением пенсионного 
договора или переводом пенсионных накоплений в фонд.
       2. Фонд обязан представить документы, подтверждающие достоверность 
распространяемой, предоставляемой или раскрываемой информации, по требованию 
уполномоченного федерального органа.
       3. Любая распространяемая, предоставляемая или раскрываемая информация о фонде 
не должна содержать:
       недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую, вводящую в 
заблуждение информацию;
       информацию, которая не имеет документального подтверждения;
       ссылки на утверждение или одобрение государственными органами какой-либо 
информации о деятельности фонда;
       заявления о том, что результаты деятельности фонда, достигнутые в прошлом, могут 
быть повторены в будущем.
       4. До получения лицензии фонд не вправе распространять, предоставлять или 
раскрывать информацию о своей деятельности в качестве фонда.
       5. Уполномоченный федеральный орган вправе:
       потребовать опровержения распространенной, предоставленной или раскрытой 
информации, не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона или 
нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, а также 
распространения, предоставления или раскрытия исправленной информации;
       запретить распространение, предоставление или раскрытие информации, если такая 
информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона или 
нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа.
       
Статья 36. Налоговый режим
       Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в 
добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и 
сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
[an error occurred while processing this directive]