Информационно-юридический портал FLEXA.RU - Регистрация ООО, арбитражный суд, услуги, судебное представительство Коммерческое право
Трудовое право
Предприниматель
Налоги
Исполнительное производство
Юридические услуги
Инструменты юриста
Законодательство
Документы
Справочник





Главная | Законодательство

Закон О государственном регулировании развития авиации

                  Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ 
                 "О государственном регулировании развития авиации" 
  (с изменениями от 25 октября 2006 г., 18 октября 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
    
Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года
        Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года
       
       Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного 
регулирования развития авиации в Российской Федерации.
       
Глава I. Общие положения
       
Статья 1. Основные понятия
       В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
        государственное регулирование развития авиации - система экономического и 
правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной 
поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и 
собственников авиационной техники;
        авиация - государственная авиация, гражданская авиация, экспериментальная 
авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура и единая система 
организации воздушного движения;
        авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная 
деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, 
удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и 
услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение 
других задач;
        авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой 
осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной 
техники;
        авиационная инфраструктура - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы 
организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных 
аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной 
деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки 
летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности 
сооружения и техника;
        авиационная организация, включая авиационное предприятие, - юридическое лицо 
независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основной целью 
деятельности которого являются разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт 
и (или) утилизация авиационной техники;
        авиационная техника - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, 
двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные 
средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства 
наземного обслуживания летательных аппаратов;
        авиационная техника двойного назначения - авиационная техника, которая 
используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах 
обороны и безопасности Российской Федерации;
        летательные аппараты - самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические 
ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные 
аппараты. Летательные аппараты могут быть военными, гражданскими и экспериментальными.
       
Статья 2. Цели государственного регулирования развития авиации
       Целями государственного регулирования развития авиации являются:
       содействие экономическому развитию Российской Федерации;
       укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации;
       развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в 
интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных 
связей;
       поддержка и развитие научно-технического потенциала авиации;
       удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, 
авиационных работах и услугах и защита их прав на безопасные, качественные и экономичные 
воздушные перевозки и авиационные работы и услуги;
       совершенствование и модернизация авиационной техники и обеспечение ее 
конкурентоспособности;
       обеспечение строительства аэродромов и аэропортов, отвечающих международным 
стандартам;
       создание рынка авиационных работ и услуг;
       создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы 
обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий 
российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения 
средств в приобретение указанной авиационной техники;
       создание новых рабочих мест.
       
Статья 3. Основные принципы развития авиации
       Основными принципами развития авиации являются:
       приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности 
Российской Федерации;
       программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и 
экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;
       государственный контроль за развитием авиации в соответствии с законодательством 
Российской Федерации;
       равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской 
Федерации в области развития авиации.
       
Глава II. Государственное регулирование развития авиации
       
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области развития 
авиации
       Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой 
государственной политики в области развития авиации:
       разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации;
       реализует меры по развитию авиации в интересах обороны и безопасности Российской 
Федерации, реализации внешней и внутренней политики Российской Федерации;
       координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области 
развития авиации и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных 
авиационных проектов с участием Российской Федерации;
       осуществляет иные полномочия в области развития авиации, возложенные на него 
федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
       
Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области 
развития авиации
       1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития 
авиации определяются и реализуются в соответствии с законодательством Российской 
Федерации.
       
       2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
       участвуют в реализации государственной политики в области развития авиации в 
пределах своих полномочий;
       разрабатывают предложения о проведении единой государственной политики в области 
развития авиации;
       осуществляют в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и 
испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий, а также 
взаимодействие в области развития авиации;
       осуществляют управление развитием авиации в интересах обороны и безопасности 
Российской Федерации, организуют выполнение работ по созданию авиационной техники;
       организуют выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 
созданию авиационной техники;
       организуют создание и развитие экспериментальной базы авиационной 
промышленности;
       обеспечивают в пределах своих полномочий совместно с заинтересованными 
федеральными органами исполнительной власти реализацию международных договоров 
Российской Федерации, международных авиационных проектов и программ развития авиации, 
авиационной техники и авиационной инфраструктуры;
       организуют сертификацию авиационной техники, в том числе авиационной техники 
двойного назначения, и объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с 
законодательством Российской Федерации;
       обеспечивают в установленном порядке лицензирование деятельности в области 
авиации;
       обеспечивают государственный контроль за выполнением правил эксплуатации 
летательных аппаратов;
       участвуют в формировании рынка воздушных перевозок и авиационных работ и услуг;
       осуществляют другие полномочия, установленные законами и иными нормативными 
правовыми актами Российской Федерации.
       
Статья 6. Эксплуатация авиационной техники
       1. Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной 
регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.
       2. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть 
реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям 
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Сертификация и лицензирование в области развития авиации
       
       1. Юридические лица осуществляют разработку, производство и испытания 
авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, при наличии 
соответствующих лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять 
государственную, служебную и коммерческую тайны в соответствии с законами и иными 
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       
       2. Обеспечение надежности эксплуатируемой авиационной техники возлагается на ее 
разработчиков, производителей и эксплуатантов.
       
Статья 8. Обеспечение безопасности при разработке, производстве, испытаниях, 
эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники
       1. Контроль за обеспечением безопасности при разработке, производстве, испытаниях, 
эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники возлагается на специально 
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
       2. Безопасность при проведении испытаний и эксплуатации авиационной техники 
обеспечивается ее разработчиками, эксплуатантами и соответствующими службами 
аэродромов и аэропортов.
       
Глава III. 
Особенности экономических отношений в области развития авиации
       
Статья 9. Государственная поддержка развития авиации
       Государственная поддержка развития авиации осуществляется путем:
       проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие авиации;
       предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот российским 
и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и 
прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
       предоставления в установленном законом порядке налоговых льгот российским 
авиационным организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную 
технику, в том числе на лизинговой основе;
       защиты интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации, 
осуществляющих деятельность в области развития авиации, в международных организациях;
       информационного и правового обеспечения развития авиации.
       
Статья 10. Основы финансирования развития авиации
       1. Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из 
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные 
целевые программы в целях обеспечения государственных нужд (разработки, производства, 
испытаний, эксплуатации, ремонта и утилизации авиационной техники) в порядке, 
установленном законодательством.
       2. Государственные заказчики и исполнители авиационных работ и услуг вправе 
привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
       
Статья 11. Приватизация в области авиации
       Приватизация государственного и муниципального имущества, включая организации, 
обеспечивающие разработку, производство, испытания, эксплуатацию, ремонт и утилизацию 
авиационной техники, соответствующего имущества и объектов авиационной инфраструктуры 
осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о 
приватизации.
       
Статья 12. Утратила силу.
Статья 13. Национализация в области развития авиации
       Государство в целях обеспечения своих интересов в области развития авиации вправе 
на основании федерального закона национализировать (обратить в государственную 
собственность) имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц.
       
Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из 
федеральной собственности в собственность или управление субъекта 
Российской Федерации
       1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной 
собственности в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется на основании 
направляемого в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской 
Федерации перечня аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, расположенных на 
территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).
       2. Формирование перечня и направление его в высший исполнительный орган 
государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляются федеральным 
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным 
имуществом в сфере гражданской авиации, на основании данных государственной 
регистрации аэропортов и (или) аэродромов.
       3. В перечень включаются расположенные на территории субъекта Российской 
Федерации аэропорты и (или) аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной 
собственности (за исключением аэропортов и аэродромов гражданской авиации, включенных в 
утвержденный Правительством Российской Федерации перечень аэропортов и аэродромов 
федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской 
Федерации).
       4. Субъект Российской Федерации вправе получить в собственность аэропорты и (или) 
аэродромы, включенные в перечень. Для получения указанных аэропортов и (или) аэродромов 
в собственность субъекта Российской Федерации высший исполнительный орган 
государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в федеральный орган 
исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным 
имуществом в сфере гражданской авиации, заявку на передачу в собственность субъекта 
Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень.
       5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по 
управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в течение 45 
календарных дней с момента получения от высшего исполнительного органа государственной 
власти субъекта Российской Федерации заявки на передачу в собственность субъекта 
Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, включенных в перечень, в 
соответствии с данной заявкой представляет в Правительство Российской Федерации проект 
решения о передаче в собственность субъекта Российской Федерации указанных аэропортов и 
(или) аэродромов.
       6. Правительство Российской Федерации в течение 45 календарных дней с момента 
поступления от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по 
управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, проекта решения о 
передаче в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) аэродромов, 
включенных в перечень, принимает решение о передаче в собственность субъекта Российской 
Федерации указанных аэропортов и (или) аэродромов.
       7. При передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества 
аэропортов и (или) аэродромов объекты Единой системы организации воздушного движения 
передаче в собственность субъекта Российской Федерации не подлежат.
       8. Право собственности субъекта Российской Федерации на передаваемые из 
федеральной собственности аэропорты и (или) аэродромы, включенные в перечень, считается 
возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином 
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
       9. Передача в собственность субъекта Российской Федерации аэропортов и (или) 
аэродромов, включенных в перечень, осуществляется с учетом положений части 11 статьи 154 
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в 
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых 
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О 
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации 
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного 
самоуправления в Российской Федерации".
       10. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе без 
согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по 
управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, осуществлять 
перепрофилирование и (или) прекращение эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов, 
переданных в собственность субъекта Российской Федерации, а также иные действия, 
приводящие к невозможности использования указанных аэропортов и (или) аэродромов по 
целевому назначению.
       11. Аэропорты, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации 
перечень аэропортов и аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления 
полномочий Российской Федерации, по соглашению с Правительством Российской Федерации 
могут передаваться в управление субъекту Российской Федерации в порядке, установленном 
настоящей статьей для передачи аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из 
федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации. Право 
управления аэропортами федерального значения возникает у субъекта Российской Федерации 
со дня, установленного соглашением о передаче таких аэропортов в управление субъекта 
Российской Федерации.
       
Глава IV. Обеспечение выполнения положений настоящего 
Федерального закона
       
Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
       Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в 
соответствии с законодательством Российской Федерации.
       
Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
       Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального 
опубликования.
       
Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим 
Федеральным законом
       Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской 
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим 
Федеральным законом.
       
       
Президент
Российской Федерации 
Б.Ельцин
       
Москва, Кремль
8 января 1998 года
N 10-ФЗ

наверх   версия для печати



Rambler's Top100


© 2002—2016 Информационно-юридический портал FLEXA.RU.  Контакты
При перепечатке или использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на сайт и на автора обязательна.