[an error occurred while processing this directive] Закон О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/law/zak/zak091.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Закон О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации

                         Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I 
               "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" 
                   (с изменениями от 19 мая 1995 г., 21 марта 2002 г.,
                    8 декабря 2003 г., 29 апреля, 23 июля 2008 г.)
    
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы 
создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает 
организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их 
взаимоотношений с государством.
       
Глава I. Общие положения
       
Статья 1. Понятие торгово-промышленной палаты
       1. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой 
организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
       2. Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской 
деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. 
Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.
       3. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.
       4. Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем 
принадлежащим ей имуществом.
       5. Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же 
как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
       6. Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею 
предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово-
промышленной палаты.
       7. Торгово-промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, 
действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации.
       
Статья 2. Законодательство о торгово-промышленных палатах
       1. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, 
других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
       2. Действие настоящего Закона не распространяется на членов торгово-промышленных 
палат при осуществлении деятельности, не связанной с членством в торгово-промышленных 
палатах.
       3. Наименование "торгово-промышленная палата" и образованные на его основе 
словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, 
созданных в соответствии с положениями настоящего Закона.
       Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания 
"торгово-промышленная палата", "торговая палата" или "промышленная палата" и не подлежат 
государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.
       
Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат
       1. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики 
Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию 
современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию 
благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений 
предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов 
предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей 
Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
       2. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
       оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и 
защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной 
деятельности, в том числе и за границей;
       содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом 
экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и 
предприятий;
       организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их 
взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;
       содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для 
предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и 
реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
       оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям 
информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного 
обслуживания предпринимательства;
       содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую 
помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем 
рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
       принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению 
недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
       содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, 
предпринимателями;
       обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой 
деятельности иностранных фирм и организаций;
       выполняют другие задачи с учетом положений Международных договоров Российской 
Федерации.
       
Статья 4. Государство и торгово-промышленные палаты
       1. Государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в 
выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями 
торгово-промышленных палат.
       2. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-
промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в 
деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.
       3. Соответствующие государственные органы осуществляют контроль и надзор за 
соблюдением законодательства Российской Федерации торгово-промышленными палатами.
       
Глава II. Образование торгово-промышленных палат и прекращение их деятельности
       
Статья 5. Принципы образования торгово-промышленных палат
       1. Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного 
объединения их учредителей.
       2. Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких 
субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-
территориальных образований Российской Федерации.
       На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-
промышленная палата.
       
Статья 6. Порядок образования торгово-промышленной палаты
       1. Торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати 
учредителей.
       2. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд 
(конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются 
руководящие органы торгово-промышленной палаты.
       
Статья 7. Членство в торгово-промышленной палате
       Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия, 
независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и 
предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством 
Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и 
предпринимателей.
       
Статья 8. Устав торгово-промышленной палаты
       1. Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать:
       а) наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;
       б) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата 
осуществляет свою деятельность;
       в) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;
       г) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;
       д) порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их 
компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
       е) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;
       ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
       з) порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.
       2. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности 
торгово-промышленной палаты.
       3. Устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству 
Российской Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
       
Статья 9. Государственная регистрация торгово-промышленных палат
       1. Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации в 
соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и 
индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Законом 
специального порядка государственной регистрации торгово-промышленных палат.
       2. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты 
принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в 
сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - федеральный орган 
государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый 
государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации 
торгово-промышленных палат, а также иных предусмотренных федеральными законами 
сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона 
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 
федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий 
орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или 
его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При 
этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его 
территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам 
государственной регистрации торгово-промышленных палат определяется Правительством 
Российской Федерации.
       
       3. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной 
на территории нескольких субъектов Российской Федерации, и Торгово-промышленной палаты 
Российской Федерации принимается федеральным органом государственной регистрации.
       4. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной 
на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным 
органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте 
Российской Федерации.
       5. Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со 
дня принятия устава в федеральный орган государственной регистрации или его 
территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации подаются 
следующие документы:
       заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются 
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа 
торгово-промышленной палаты;
       устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
       протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, 
принявших устав торгово-промышленной палаты;
       решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на 
создание данной торгово-промышленной палаты;
       документ об уплате государственной пошлины.
       
       6. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган 
после принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты 
направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые 
для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра 
юридических лиц.
       На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной 
регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений 
и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней 
со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный 
реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за 
днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о 
государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
       Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не 
позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа 
информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о 
торгово-промышленной палате выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения 
указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если 
не принято решение об отказе в государственной регистрации торгово-промышленной палаты, 
документ, подтверждающий факт внесения записи о торгово-промышленной палате в единый 
государственный реестр юридических лиц, должен быть выдан заявителю не позднее чем в 
месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации торгово-
промышленной палаты.
       7. Торгово-промышленная палата приобретает права юридического лица со дня 
внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
       8. Торгово-промышленная палата обязана информировать орган, принявший решение о 
ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 
Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных 
предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с 
момента такого изменения. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения 
соответствующей информации от торгово-промышленной палаты сообщает об этом в 
уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр 
юридических лиц запись об изменении сведений о торгово-промышленной палате.
       Неоднократное непредставление торгово-промышленной палатой в установленный срок 
обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный 
реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о 
государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты, в суд с требованием о ее 
ликвидации.
       9. Изменения, вносимые в устав торгово-промышленной палаты, подлежат 
государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная 
регистрация торгово-промышленной палаты.
       10. За государственную регистрацию торгово-промышленной палаты, изменений, 
вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые 
предусмотрены законодательством Российской Федерации.
       
Статья 10. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты
       1. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты возможен лишь в случае 
нарушения установленного настоящим Законом порядка создания торгово-промышленной 
палаты или несоответствия ее устава законодательству Российской Федерации. Отказ в 
регистрации торгово-промышленной палаты по другим мотивам является незаконным.
       2. Об отказе в регистрации торгово-промышленной палаты орган, принимающий 
решение о ее государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме 
в месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений законодательства 
Российской Федерации, которым противоречит представленный устав.
       3. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован в 
арбитражный суд.
       
Статья 11. Прекращение деятельности торгово-промышленных палат
       1. Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации 
(слияния, присоединения, разделения, выделения) или ликвидации.
       2. Реорганизация и ликвидация торгово-промышленных палат осуществляются 
решениями их высших руководящих органов.
       Торгово-промышленные палаты могут быть ликвидированы также в случаях и порядке, 
установленных законодательством Российской Федерации.
       
       3. Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее 
ликвидацией и государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой 
путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О 
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с 
учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Законом.
       Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации 
торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший 
решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее 
создании.
       Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-
промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, представляются в федеральный 
орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих 
субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их 
представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной 
власти.
       Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после 
принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее 
ликвидацией или торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, 
направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые 
для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра 
юридических лиц.
       На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной 
регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений 
и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней 
со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный 
реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за 
днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное 
решение.
       Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его 
территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам 
государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и 
торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, определяется 
Правительством Российской Федерации.
       Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией 
осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех 
оформленных в установленном порядке документов.
       Государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем 
реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной 
регистрации на основании статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в срок не более чем 
тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке 
документов.
       4. В случае слияния двух или нескольких торгово-промышленных палат все 
имущественные права и обязанности каждой из них переходят к вновь образованной торгово-
промышленной палате.
       При присоединении торгово-промышленной палаты к другой торгово-промышленной 
палате к последней переходят все имущественные права и обязанности присоединенной 
палаты.
       5. В случае разделения торгово-промышленной палаты к образованным в результате 
этого разделения торгово-промышленным палатам переходят в соответствующих частях 
имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.
       При выделении из торгово-промышленной палаты одной или нескольких торгово-
промышленных палат к каждой из них переходят в соответствующих частях имущественные 
права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.
       Разделение имущественных прав и обязанностей утверждается высшим руководящим 
органом реорганизованной торгово-промышленной палаты.
       6. Имущество ликвидированной торгово-промышленной палаты после удовлетворения 
претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.
       
Глава III. Права торгово-промышленных палат
       
Статья 12. Права торгово-промышленных палат
       1. Торгово-промышленные палаты имеют право:
       а) осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области 
экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим 
интересы предприятий в предпринимателей;
       
       б) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных 
органах;
       в) оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям 
в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации 
товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;
       г) проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей 
экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;
       д) удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты 
происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением 
внешнеэкономической деятельности;
       
       е) вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, 
финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как 
партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
       
       ж) организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и 
проведение выставок российских товаров за границей;
       з) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей 
предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и 
предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;
       и) издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения 
предпринимательской деятельности;
       к) самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, 
устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры 
оплаты труда и материального стимулирования их труда;
       л) открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;
       м) для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством 
Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок 
рассмотрения споров третейскими судами;
       н) осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской 
Федерации.
       2. Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах 
их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.
       3. Права торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в 
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
       
Статья 13. Собственность торгово-промышленных палат
       1. Торгово-промышленные палаты имеют в собственности здания, сооружения, 
оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество, необходимое 
для выполнения уставных задач.
       2. Предприятия, созданные торгово-промышленными палатами, владеют, пользуются и 
распоряжаются закрепленными за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения 
в соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также договорами, 
заключаемыми торгово-промышленными палатами с указанными предприятиями.
       За учреждениями, созданными торгово-промышленными палатами, имущество 
закрепляется на праве оперативного управления.
       3. Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются 
вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими 
предприятий, иные поступления.
       Имущество торгово-промышленных палат используется для обеспечения их 
деятельности и образования их фондов.
       В случае выхода из торгово-промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не 
возвращаются и претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не 
принимаются.
       4. Право собственности торгово-промышленных палат охраняется законом.
       
Глава IV. Торгово-промышленная палата Российской Федерации
       
Статья 14. Членство в Торгово-промышленной палате Российской Федерации
       Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются торгово-
промышленные палаты, созданные в соответствии с настоящим Законом, российские 
предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и 
предпринимателей.
       
Статья 15. Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
       1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою 
деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона, других законов Российской 
Федерации и своего устава.
       2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и 
функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их 
осуществления.
       Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии со своим уставом 
и положениями настоящего Закона осуществляет представительские функции, как в 
Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне торгово-
промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности.
       3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации:
       выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств 
иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов 
предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми 
заинтересованы члены торгово-промышленных палат;
       свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями 
внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также торговые 
и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации;
       
       определяет порядок ведения негосударственного Реестра предприятий и 
предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их 
надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и 
за рубежом.
       4. Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда, Морской 
арбитражной комиссии и Ассоциации диспашеров при Торгово-промышленной палате 
Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации.
       
Статья 16. Участие Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в 
подготовке нормативных правовых актов
       Торгово-промышленная палата Российской Федерации принимает участие в подготовке 
затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных 
правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов 
федеральных органов исполнительной власти.
       
Глава V. Международные связи торгово-промышленных палат. 
Участие в международных организациях. Международные договоры
       
Статья 17. Международные связи торгово-промышленных палат и участие в 
международных организациях
       1. Торгово-промышленные палаты в соответствии с их уставами могут поддерживать 
прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.
       2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет интересы своих 
членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране 
промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации 
труда, а также в других международных организациях в части, связанной с 
предпринимательской деятельностью.
       
Статья 18. Международные договоры
       Если междугородным договором Российской Федерации установлены иные правила, 
чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного 
договора.
       
       
Президент Российской 
Федерации 
Б.Ельцин
       
Москва, Дом Советов России
7 июля 1993 г
[an error occurred while processing this directive]