[an error occurred while processing this directive] Порядок зачета и возврата излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, сбора и пени

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/taxes/tax023-09.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Порядок зачета и возврата излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, сбора и пени

До кодекса общих норм такого характера не было, а в ряде налоговых законов отдельные нормы были предусмотрены. Например, было предусмотрено по налогу на прибыль и по НДС то, что зачет осуществляется не позднее 10 дней после того, как налоговый орган принял это решение, а в некоторых налогах вообще никакого порядка возврата не было предусмотрено. Поэтому впервые только в НК появились нормы, которые имеют общий характер и которые должны применяться ко всем налогам независимо от того, есть ли там специальные указания. В ч.2 НК пока только в НДС появились специальные нормы, которые выходят за рамки общих норм, которые есть в ч.1 НК.

В результате чего может произойти переплата налога? По самым разным ситуациям в результате действий налогового органа и налогоплательщика. В частности, это может быть неправильное исчисление неуплаты суммы налога налогоплательщиком.

Наиболее распространенная ситуация, когда организация, которая и сама рассчитывает, и сама уплачивает, ошиблась, неправильно исчислила и переплатила налог.

Вторая ситуация – это неправильное исчисление и взыскание сумм налога налоговым органом в рамках принудительного исполнения налоговой обязанности.

Третья ситуация – неправильное исчисление сумм налога налоговым органом и уплата его налогоплательщиком, когда налоговый орган рассчитывает налоги за физических лиц и ошибся, а налогоплательщик переплатил эту неправильно рассчитанную сумму, то в любом случае возникает эта переплата.

Нужно сказать, что на самом деле есть и другие ситуации кроме тех, которые прямо вытекают из общей части НК. Например, ситуации, когда налогоплательщик имеет право на льготу, но не пользуется. Однако он может в течение трех лет ею воспользоваться. Поэтому в любой момент он может создать факт переплаты налога, подав заявление о том, что у него имеется льгота, и таким образом, ему будет производиться зачет или возврат по правилам, предусмотренным в ст.78 – по переплате и ст.79 НК – по неправильному взысканию.

Что здесь принципиально важно? То, что пострадавшей стороной в этой ситуации является налогоплательщик, поскольку, переплатив налог по своей вине либо по вине налогового органа, он несет убытки. С точки зрения налогоплательщика государство незаконно обогатилось на этой ситуации – незаконное пользование чужими денежными средствами возникает у государства. Поэтому по логике гражданского законодательства должен произойти возврат и плюс проценты за период пользования чужими денежными средствами. Но поскольку мы находимся в области публичных отношений, то этот спор по поводу того, начислять проценты или не начислять, возник с 1992 года и разрешился в 1995 году, когда Высший арбитражный суд и Верховный суд издали постановление двух судов о порядке применения ч.1 ГК, где было написано, что ст.395 к налоговым отношениям не применяется. Ст.395 предусматривает уплату процентов за пользование чужими денежными средствами. В совместном постановлении ВАС и ВС эта норма была закреплена и она действовала до 1 января 1999 года, когда вступил в силу НК, который пересмотрел позицию судебных инстанций и предусмотрел ситуацию уплаты процентов, но при определенных условиях и в определенных ситуациях. Таким образом, уплата процентов за пользованием государством денежными средствами налогоплательщиков допускается, но не по правилам гражданского законодательства, а по правилам налогового законодательства.

Важно понять, какой объем прав возникает у налогоплательщика, когда фактически существует ситуация переплаты налога. Здесь возможны тоже варианты и все они в кодексе прописаны. Во-первых, налогоплательщик имеет право на зачет переплаченной суммы в счет предстоящих платежей. Это самый удобный для налоговых органов способ решения этих ситуаций, когда нет ничего иного, как просто переписать эту сумму в счет предстоящих платежей. Вторая ситуация, когда налогоплательщик может произвести зачет переплаченной суммы в счет погашения недоимки.

Либо налогоплательщик может произвести зачет переплаченной суммы по пени, то есть погасив начисленные ему пени.

Последняя возможная ситуация – это возврат налогоплательщику переплаченной суммы налога, чего категорически не любит налоговый орган. Более того, известно, что по каждому случаю возврата решение принимается налоговым инспектором и он пишет объяснительную, почему сей факт произошел. Поэтому естественно, что такие внутренние требования приводят к тому, что налоговый инспектор всегда пытается уговорить налогоплательщика на зачет переплаченной суммы налога.

Но если говорить о том, свободен ли налогоплательщик в выборе вариантов, то полной свободы тоже нет. Вот когда у него нет за душой никаких недоимок, никаких пени, тогда он может выбирать – зачет ему делать или возврат. Но таких налогоплательщиков мало встречается в жизни, поэтому, как правило, свобода выбора ограничивается. Если у налогоплательщика есть недоимка, то зачет ее производится налоговым органом самостоятельно без всякого на то распоряжения налогоплательщика. Поэтому здесь уже свобода ограничена прямо НК.

В этой ситуации возникает вопрос, может ли налогоплательщик переплаченную сумму налога зачесть в счет штрафных санкций. Штрафные санкции не упоминаются в ст.78 НК, но ситуация тоже может возникнуть, когда налогоплательщику выписали штрафные санкции, а у него есть переплата. Может ли он эту переплату в счет штрафных санкций зачесть или нет – прямого ответа в НК нет, но нет и прямого запрета. Поэтому, учитывая своеобразный пробел, надо, очевидно, прийти к выводу, что он может такой зачет произвести, то есть может написать заявление и налоговая такой зачет сделает, потому что иначе потребуется возврат ему этой суммы, а потом он опять вернет в бюджет в качестве штрафных санкций, что просто неразумно.

И возникает второй вопрос: можно ли переплату налогов в один бюджет зачесть в счет недоимки по налогам в другие бюджеты, в другие уровни бюджетной системы. Тоже не напрямую, но косвенно НК говорит о том, что зачет производится по недоимке только в бюджеты того же уровня. Но запрет тоже неразумный на самом деле, потому что это означает, что нужно вернуть налоги из федерального бюджета, а потом заплатить их в региональный бюджет. Во-первых, для бюджетов это очевидные потери, очевидный минус, потому что федеральному бюджету надо вернуть деньги, а, вернув деньги налогоплательщику, другой бюджет может их не дождаться (налогоплательщик может их на другое потратить). И налогоплательщику тоже это невыгодно, потому что пока он ждет налогов из федерального бюджета, по региональному налогу у него пени набегают. Целесообразным было бы правило о том, чтобы налоговые органы осуществляли такие зачеты без ограничений. Но учитывая, что у нас налоговые органы не исполняют бюджет, а его исполняют федеральные казначейские органы, то очевидно, что такой зачет может произвести только казначейский орган. Но для этого необходимо, чтобы в это было записано в Бюджетном Кодексе.

При зачете в счет предстоящих налоговых платежей происходит следующая процедура. Налогоплательщик должен дать письменное заявление, и это очень верно, потому что он остается собственником этих переплаченных средств и поэтому только его воля может лежать в основе предстоящего зачета. Далее налоговый орган принимает решение о зачете и есть срок – не позднее 5 дней. Это тоже очень важный срок, потому что начисляются пени, если существует недоимка. Поэтому важно, чтобы налогоплательщик максимально быстро мог получить зачет. И в течение двух недель налоговый орган информирует налогоплательщика о произведенном зачете.

При возврате излишне уплаченного налога также в основе лежит письменное заявление налогоплательщика. И здесь также действует срок, но уже специальный срок: возврат должен быть осуществлен в течение 1 месяца со дня подачи заявления налогоплательщиком о возврате. Поэтому важно, чтобы на копии заявления была отметка налогового органа о принятии этого заявления, потому что месячный срок идет от даты подачи заявления.

Возврат осуществляется только в валюте Российской Федерации. Если налог был уплачен в иностранной валюте, что допускается, то возврат идет только в рублях. Если в течение этого месяца возврат не произведен, здесь возникает ситуация, когда начисляются проценты за каждый день невозврата по ставке рефинансирования Центрального Банка. Таким образом, при зачете, естественно, никаких процентов не возникает. Их не возникает и при возврате, если налоговый орган в установленный срок вернул переплаченную сумму налога. А когда прошел месяц, только тогда возникает (если перевести на язык гражданского права) незаконное пользование чужими денежными средствами, и только здесь возникают эти проценты.

Таким образом, если принимается решение о возврате, то налоговый инспектор отвечает по полной программе за то, чтобы этот срок был выполнен. Срок подачи заявления на возврат (это отдельный срок) – три года со дня возникшей переплаты. Таким образом, налогоплательщик, когда возникла переплата по любым основаниям, может написать заявление о возврате в течение трех лет. Надо иметь в виду, что это не срок исковой давности. Это срок подачи заявления налогоплательщиком на возврат его денежных средств.

А трехлетний срок исковой давности начнется после того, как истечет установленный 1 месяц на возврат после подачи заявления, когда в течение 3– летнего срока налогоплательщик подал заявление, месяц истек и после этого течет 3-летний срок исковой давности, когда можно обращаться в суд за защитой нарушенных прав и требовать начисления процентов за весь этот период.

Возврат налогоплательщику излишне взысканных сумм налога. Когда налогоплательщик не переплатил налог, а когда с него излишне взыскали налог, когда в основе лежала воля налогового органа, то в ответ законодатель предусматривает только возврат излишне взысканной суммы налога. Опять же в основе лежит письменно заявление налогоплательщика, но здесь уже срок подачи такого заявления гораздо более короткий – всего 1 месяц с того дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Сам возврат также осуществляется в течение 1 месяца, но со дня принятия решения о возврате. Возврат излишне взысканного налога всегда осуществляется с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального Банка. Именно поэтому такой короткий срок. Только 1 месяц налогоплательщик может подать заявление о возврате и за этот месяц он получит еще увеличение на ставку рефинансирования. За пределами месяца возврат возможен только в судебном порядке. То есть когда исключается этот быстрый порядок через налоговый орган, судебный порядок в течение трех лет исковой давности остается в распоряжении нашего налогоплательщика. При этом возврате и при процентах есть тоже одна маленькая хитрость.

Если у налогоплательщика есть недоимка, то возврат ему будет осуществлен, но за минусом этой самой недоимки. Понятно, что недоимка налоговым органом будет погашена автоматически. Остальная сумма будет возвращена. Но возникает вопрос: проценты будут начисляться на всю сумму, подлежащую возврату, или только на ту сумму, которая осталась после погашения недоимки. Понятно, что будет два толкования: одно даст налоговый орган, другое – налогоплательщик. Думается, что налогоплательщик будет более правильно толковать, потому что сами проценты на всю сумму излишне взысканного налога – это признание вины государством о том, что налоговый орган неправомерно изъял имущество у налогоплательщика. Поэтому проценты должны начисляться на всю сумму излишне взысканного налога, хотя при возврате недоимка будет вычитаться. [an error occurred while processing this directive]