[an error occurred while processing this directive] Перечень основных изменений в налоговом законодательстве с января 2007 года

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/taxes/tax028.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Перечень основных изменений в налоговом законодательстве с января 2007 года

В данном материале приведен перечень основных изменений, которые бухгалтеры 
должны учитывать в своей работе, начиная с 2007 года. При формировании перечня 
учтены изменения налогового законодательства на 27.11.2006.
Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "Консультант 
Плюс".
Подробно об изменениях см. "Практический комментарий основных изменений 
налогового законодательства с 2007 года".

Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки,
привлечение к налоговой ответственности
(часть первая НК РФ)

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ

Исчисление сроков
1. Сроки, установленные НК РФ в днях, нужно рассчитывать в рабочих днях, за 
исключением тех случаев, когда в самом Кодексе прямо определено, что сроки 
определяются в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Уплата налога, начисление пеней
2. При просрочке уплаты авансовых платежей (любых, независимо от того, определяются 
они на основе налоговой базы или иным образом) налоговый орган начислит пени, однако 
штрафы не взыскиваются (ст. 58 НК РФ).
3. Если налогоплательщик следовал письменным разъяснениям Минфина РФ или 
налоговых органов, он освобождается не только от штрафов, но и от пеней (п. 8 ст. 75 НК 
РФ). Однако для того, чтобы разъяснения освобождали от взыскания штрафа и 
начисления пеней, они должны соответствовать определенным условиям, главные из 
которых - по смыслу и содержанию они относятся к тому периоду, когда образовалась 
недоимка (вне зависимости от даты разъяснений), а также даны самому 
налогоплательщику или неопределенному кругу лиц.
4. Если в платежном поручении на уплату налога была обнаружена ошибка, например, в 
КБК (за исключением неправильного указания номера счета Федерального казначейства 
или наименования банка получателя), можно подать заявление об уточнении платежа, и 
налоговый орган произведет перерасчет пеней (п. 7 ст. 45 НК РФ).
5. Срок исполнения требования об уплате налога не может составлять менее 10 дней (п. 4 
ст. 69 НК РФ). Требование может быть направлено по почте только в том случае, если 
вручить его лично невозможно (абз. 2 п. 6 ст. 69 НК РФ).
6. Взыскать налог в бесспорном порядке с валютных счетов налоговый орган имеет право 
только в случае недостатка средств на рублевых счетах (абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ).
7. Налоговый орган может обратиться с исковым требованием о взыскании налога за счет 
денежных средств в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования 
(п. 3 ст. 46 НК РФ), причем данный срок может восстанавливаться судом. Решение о 
взыскании налога за счет имущества налоговый орган может принять в течение года с 
момента истечения срока исполнения требования (п. 1 ст. 47 НК РФ).
8. Налоговые органы имеют право взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов, 
пеней и штрафов (в случаях, предусмотренных НК РФ) (п. п. 1, 9 и 10 ст. 46 НК РФ).
9. Средства на счете, операции по которому приостановлены налоговым органом, в сумме, 
превышающей недоимку, можно использовать для осуществления хозяйственной 
деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ). Если налоговый орган приостановил операцию по 
нескольким счетам, общая сумма на которых превышает сумму недоимки, необходимо 
подать заявление об отмене приостановления (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм
10. Возможно осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм авансовых 
платежей и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).
11. Срок на проведение зачета увеличивается до 10 рабочих дней, а заявление о 
проведении зачета можно будет подавать в течение трех лет с момента излишней уплаты 
(п. 4, п. 5 ст. 78 НК РФ).
12. Налоговый орган обязан вернуть проценты, не перечисленные налогоплательщику в 
связи с нарушением срока возврата, рассчитанные за период после истечения месяца со 
дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средств на счет 
налогоплательщика (п. п. 10, 11 и 12 ст. 78 НК РФ).
13. Возможно осуществить возврат излишне взысканных авансовых платежей и штрафов 
(п. 9 ст. 79 НК РФ).
14. Заявление о возврате излишне взысканного налога может быть подано в течение 
одного месяца со дня, когда налогоплательщик узнал об излишнем взыскании, а также со 
дня вступления в силу решения суда (п. 3 ст. 79 НК РФ).
15. Осуществить возврат налоговый орган обязан в течение 1 месяца со дня получения 
заявления налогоплательщика (п. 5 ст. 79 НК РФ). При возврате налога позже 
предусмотренного срока налоговый орган должен самостоятельно произвести пересчет 
процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, исходя из фактической даты возврата 
(п. 7 ст. 79 НК РФ).

Камеральные проверки
16. При выявлении нарушения налоговый орган обязан составить акт проверки в течение 
10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
17. Поскольку камеральной проверкой может быть охвачен любой период, а не только три 
предшествующих года, камеральная проверка может быть проведена и при подаче 
уточненных деклараций за более ранние периоды (ст. 88 НК РФ).
18. У налогоплательщика есть право в течение пяти дней со дня, когда налоговый орган 
сообщит о выявленных ошибках, представить необходимые пояснения, которые 
обязательно должны быть рассмотрены (п. 4 и 5 ст. 88 НК РФ).
19. При проведении проверки по НДС налоговый орган может требовать любые 
документы, подтверждающие вычеты, в том числе и первичные учетные документы (п. 8 
ст. 88 НК РФ). При проведении проверок по иным налогам - только те документы, 
которые по правилам НК РФ должны подаваться вместе с налоговой декларацией (п. 7 ст. 
88 НК РФ).

Выездные проверки
20. Время проведения выездной налоговой проверки - два месяца и не зависит от времени 
фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Выездная 
проверка может быть продлена до четырех месяцев (в исключительных случаях - до 
шести) (п. 6 ст. 89 НК РФ).
21. Налоговый орган может приостановить выездную проверку на срок не более шести 
месяцев и в прямо установленных Кодексом случаях (п. 9 ст. 89 НК РФ).
22. В течение одного календарного года не может проводиться более двух выездных 
проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода. Исключение из этого - 
только по решению руководителя ФНС России (п. 5 ст. 89 НК РФ).
23. Налоговый орган может провести повторную выездную проверку при подаче 
уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной (пп. 
2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
24. Налоговый орган может направить акт о проведении проверки по почте только в том 
случае, если проверяемое лицо уклоняется от его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).
25. Срок подачи возражений по акту налоговой проверки увеличен с двух недель до 15 
рабочих дней. Если налогоплательщик не подал возражения, это не лишает его права 
давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Истребование документов
26. Налогоплательщик обязан представить документы по требованию налогового органа в 
течение 10 дней со дня вручения требования. Если возможности изготовить копии 
документов в указанный срок нет, нужно на следующий день после получения требования 
уведомить об этом проверяющих и указать срок, когда документы могут быть 
представлены (п. 3 ст. 93 НК РФ)
27. Начиная с 2010 г. налоговый орган не вправе требовать те документы, которые ранее 
ему уже представлялись (п. 5 ст. 93 НК РФ, п. 3 ст. 7 Закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
28. В случае если у организации истребуются документы об ином налогоплательщике или 
информация о конкретных сделках, требование о представлении этих документов должно 
быть направлено тем налоговым органом, в котором организация состоит на учете (п. 5 ст. 
93.1 НК РФ).

Привлечение к ответственности и обжалование решения
29. Налогоплательщика обязаны известить о рассмотрении материалов проверки вне 
зависимости от того, представил ли он письменные возражения по акту или нет (п. 2 ст. 
101 НК РФ).
30. Налоговый орган имеет право уже на стадии рассмотрения материалов проверки 
принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, 
максимальный срок проведения которых - один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ).
31. В течение 10 дней со дня вручения решения налогоплательщику это решение можно 
обжаловать в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2 НК 
РФ). Решение при этом можно исполнить и до вступления в силу, на право подачи 
апелляционной жалобы это не влияет. После вступления решения в законную силу 
решение можно обжаловать в течение года со дня вынесения.
32. В случае если налоговый орган нарушил право лица на участие в процессе 
рассмотрения материалов, не дал возможности представить объяснения - решение 
налогового органа подлежит обязательной отмене. При иных нарушениях отмена 
возможна, только если нарушения привели или могли привести к принятию 
неправомерного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
33. Если налогоплательщик в ходе выездной проверки препятствует налоговым органам в 
доступе на свою территорию, течение срока давности привлечения к ответственности - 
три года - будет приостанавливаться (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
34. С 2009 г. решение налогового органа можно будет обжаловать в суд только в том 
случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 
НК РФ, п. 16 ст. 7 Закона).

Налоговые декларации
35. В 2007 году налогоплательщики с численностью работников свыше 250 человек (а 
начиная с 2008 г. - с численностью свыше 100 человек) должны представлять отчетность в 
электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 8 ст. 7 Закона).
36. Налогоплательщики, применяющие спецрежимы, не обязаны представлять отчетность 
по тем налогам, от уплаты которых они освобождены. При отсутствии хозяйственной 
деятельности в периоде налогоплательщик будет подавать декларацию по упрощенной 
форме (п. 2 ст. 80 НК РФ).
37. Крупнейшие налогоплательщики должны представлять отчетность по месту их учета в 
качестве крупнейших (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ).
38. Привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление 
расчетов авансовых платежей нельзя (п. 1 ст. 80 НК РФ, ст. 119 НК РФ).

Другие изменения
39. Сообщать в налоговый орган об открытых или закрытых счетах необходимо в течение 
7 рабочих дней с момента открытия либо закрытия счета (п. 2 ст. 23 НК РФ).
40. Налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика выдавать справки о 
состоянии лицевого счета, копии решений, принятых в отношении налогоплательщика, а 
также проводить сверку уплаченных налогов по инициативе налогоплательщика (пп. 10, 
11, 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
41. Иные изменения.

Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;
Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ;
Федеральный закон от 03.11.2006 N 176-ФЗ;
Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ;
Федеральный закон от 03.11.2006 N 180-ФЗ;
Федеральный закон от 10.11.2006 N 191-ФЗ

1. При совершении товарообменных операций, проведении взаимозачета или 
использовании в расчетах ценных бумаг покупатель обязан уплатить предъявленную (и 
выделенную в счете-фактуре) сумму налога платежным поручением (п. 4 ст. 168 НК РФ).
2. Вычеты НДС по внутренним и экспортным операциям следует отражать в одной общей 
налоговой декларации (отменен п. 6 ст. 164 НК РФ). Экспортный НДС возмещается в 
общем порядке, то есть в том случае, если сумма НДС, уплаченная по внутренним и 
экспортным операциям, превышает общую сумму налога, исчисленную 
налогоплательщиком (п. 1 ст. 176 НК РФ).
3. При неподтверждении применения нулевой ставки НДС в 180-дневный срок налог 
уплачивается по ставке 10 или 18 процентов, момент определения налоговой базы - день 
отгрузки на экспорт. На этот же момент появляется право на вычет "входящего" НДС по 
экспортным товарам (п. 3 ст. 172 НК РФ).
4. Если налогоплательщик впоследствии соберет пакет документов, подтверждающих 
применение нулевой ставки НДС, на последний день месяца, в котором собраны 
документы, можно принять к вычету уплаченную в бюджет исчисленную сумму налога по 
неподтвержденному экспорту (п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ).
5. Срок возмещения НДС будет исчисляться с момента окончания камеральной проверки 
(п. 2 ст. 176 НК РФ). Проценты за несвоевременный возврат будут начисляться, начиная с 
12-го дня с момента окончания проверки, и пересчитываться налоговым органом после 
возврата сумм налога на день фактического возврата без заявления налогоплательщика (п. 
п. 10 и 11 ст. 176 НК РФ).
6. Частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не являются 
плательщиками НДС (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ, изменен пп. 14, отменен пп. 15.1 п. 3 ст. 149 
НК РФ).
7. Расширен перечень случаев, когда можно применять льготу по НДС при реализации 
религиозной литературы и предметов религиозного назначения (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ).
8. При безвозмездной передаче основных средств автономным учреждениям уплачивать 
НДС не надо (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
9. Сельскохозяйственные товаропроизводители в 2007 - 2008 гг. не будут уплачивать НДС 
при ввозе продукции племенного животноводства и некоторых других видов 
сельскохозяйственной продукции (ст. 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
10. Не уплачивается НДС при ввозе товаров космического назначения (пп. 13 ст. 150 НК 
РФ).

Акцизы (глава 22 НК РФ)

Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ

1. Акцизы уплачиваются по новым, повышенным ставкам (п. 1 ст. 193 НК РФ).
2. Ставка акцизов на сигареты и папиросы зависит от максимальной розничной цены, 
которую производители обязаны устанавливать и декларировать (ст. 187.1 НК РФ).
3. Плательщиками акцизов по нефтепродуктам признаются их производители, а лица, 
занимающиеся оптовой, оптово-розничной и розничной реализацией нефтепродуктов, 
плательщиками акциза более не являются (отменены ст. 179.1, пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК 
РФ).
4. При совершении операций с прямогонным бензином будут выдаваться свидетельства на 
его производство и переработку (ст. 179.3 НК РФ).
5. При совершении операций со спиртосодержащей продукцией в металлической 
аэрозольной упаковке будут выдаваться свидетельства (на производство парфюмерно-
косметической продукции и производство продукции бытовой химии) (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 
179.2 НК РФ). Ставка налога на такую продукцию установлена нулевая (п. 1 ст. 193 НК 
РФ).
6. Не признается подакцизным товаром парфюмерно-косметическая продукция с 
объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, если она разлита в 
флаконы емкостью не более 100 мл и при этом на флаконе имеется пульверизатор (абз. 5 
пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ).
7. Отменены налоговые посты (отменена ст. 197.1 НК РФ).
8. Иные изменения.

Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)

Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ;
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;
Федеральный закон от 18.07.2006 N 119-ФЗ;
Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ;
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ

1. Увеличен размер социальных налоговых вычетов на лечение и обучение с 38 000 до 50 
000 рублей (пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).
2. Можно применить социальный налоговый вычет на лечение, если оплату лечения 
проводила страховая компания (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).
3. При приобретении или продаже комнаты можно применить имущественный налоговый 
вычет, как при покупке (продаже) других жилых помещений (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 220 НК 
РФ).
4. Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей будет предоставляться участникам 
боевых действий на территории Российской Федерации (пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).
5. При продаже ценных бумаг доходы от их реализации можно будет уменьшить только 
на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы (п. 3 ст. 214.1 
НК РФ).
6. Иные изменения.

Единый социальный налог (глава 24 НК РФ)

Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ

1. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных 
технологий, установлены пониженные ставки ЕСН (п. 6 ст. 241 НК РФ).

Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)

Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ;
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ;
Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ

1. Организации вправе полностью уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых 
лет (п. 2 ст. 283 НК РФ).
2. Можно применять амортизационную премию при проведении реконструкции основных 
средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).
3. До одного года снижен срок признания расходов на НИОКР, как давшие 
положительный результат, так и не давшие его (абз. 2 и 3 п. 2 ст. 262 НК РФ).
4. Организации не должны включать в доходы списанную задолженность по пеням и 
штрафам (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
5. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, 
вправе признавать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники 
единовременно (п. 15 ст. 259 НК РФ).
6. Автономные учреждения не признают в качестве доходов имущество, полученное по 
решению органов исполнительной власти (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также средства, 
выделяемые им в форме субсидий и субвенций (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических
ресурсов (глава 25.1 НК РФ)

Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ

1. Сбор за пользование объектами животного мира уплачивается организациями и 
индивидуальными предпринимателями по месту нахождения органа, выдавшего 
соответствующую лицензию (разрешение) (п. 3 ст. 333.5 НК РФ).
2. Предоставлять сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование 
объектами животного мира, а также обращаться за зачетом (возвратом) сбора по 
нереализованным лицензиям необходимо в налоговый орган по месту нахождения органа, 
выдавшего лицензию (разрешение) (п. 1 ст. 333.7 НК РФ).
3. Снижена ставка сбора за вылов краба камчатского в Северном бассейне со 100 000 руб. 
до 60 000 руб. (п. 4 ст. 333.3 НК РФ).

Водный налог (глава 25.2 НК РФ)

Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ

1. Не должны уплачивать водный налог организации и физические лица, которые 
используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) 
после 1 января 2007 г. (п. 2 ст. 333.8 НК РФ).

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ

1. Установлен пониженный размер госпошлины за регистрацию прав на дачные участки 
(пп. 20.2 ст. 333.33 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)

Федеральный закон от 27.07.2006 N 151-ФЗ

1. Потери полезных ископаемых могут облагаться по нулевой ставке, даже если госорганы 
не утвердили налогоплательщику соответствующие нормативы (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ).
2. Нулевая ставка применяется при добыче нефти в Якутии, Иркутской области и 
Красноярском крае (до достижения объема добытой нефти 25 млн. тонн на участке недр) 
(пп. 8 п. 1 ст. 342 НК РФ).
3. Ставка налога при добыче нефти корректируется на коэффициент выработанности 
участка недр (п. 4 ст. 342 НК РФ).
4. При добыче сверхвязкой нефти применяется нулевая ставка (пп. 9 п. 1 ст. 342 НК РФ).

Единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ)

Федеральный закон от 13.03.2006 N 39-ФЗ;
Федеральный закон от 03.11.2006 N 177-ФЗ

1. Вправе перейти на уплату ЕСХН рыбохозяйственные организации, созданные после 1 
января 1997 года, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (п. 2 ст. 
346.2 НК РФ).
2. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные 
предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный 
срок с даты постановки на учет (п. 3 ст. 346.3 НК РФ).
3. Не вправе перейти на уплату ЕСХН бюджетные учреждения, а также организации и 
предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом (п. 6 ст. 346.2 НК РФ).
4. Налогоплательщики теряют право применять ЕСХН, если организация создала филиал 
или представительство, организация или предприниматель начали производить 
подакцизные товары, заниматься игорным бизнесом (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
5. Не включаются в доходы суммы полученных дивидендов, если с них уже был удержан 
налог организацией, их выплачивающей (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).
6. При применении ЕСХН можно дополнительно учитывать новые виды расходов, 
указанные в пп. 30 - 41 п. 2 ст. 346.5, в том числе расходы на приобретение прав на 
земельные участки, расходы на сертификацию продукции.
7. Можно признавать расходы на сооружение и изготовление основных средств, создание 
нематериальных активов (пп. 1, 2 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
8. Можно признавать расходы на определенные виды добровольного страхования (пп. 7 п. 
2 ст. 346.5 НК РФ).
9. "Входной" НДС может включаться в расходы только по приобретенным и оплаченным 
товарам (работам, услугам), затраты на приобретение которых учитываются при 
применении ЕСХН (пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
10. Можно признавать расходы на бухгалтерские и юридические услуги (пп. 15 п. 2 ст. 
346.5 НК РФ).
11. Можно признавать расходы на хранение, обслуживание и транспортировку товаров, 
приобретенных для перепродажи (пп. 24 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
12. Индивидуальные предприниматели должны будут вести Книгу учета доходов и 
расходов (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).
13. Организация вправе включить в расходы остатки незавершенного производства, 
оплаченного до перехода на уплату ЕСХН (пп. 6 п. 6 ст. 346.6 НК РФ).
14. Переносить убытки на будущее можно только по итогам налогового периода (п. 5 ст. 
346.6 НК РФ).
15. Индивидуальные предприниматели должны представлять налоговую декларацию и 
уплачивать налог по итогам налогового периода не позднее 31 марта следующего года 
(пп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ, п. 5 ст. 346.9 НК РФ).
16. Иные изменения.

Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ)

Федеральный закон от 13.03.2006 N 39-ФЗ

1. Плательщики ЕСХН, реализующие сельхозпродукцию собственного производства, 
ЕНВД не уплачивают (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).

Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)

Федеральный закон от 03.06.2006 N 75-ФЗ

1. Уточнен порядок применения льготы по налогу резидентами особых экономических зон 
(п. 17 ст. 381 НК РФ).

Земельный налог (глава 31 НК РФ)

Федеральный закон от 03.11.2006 N 178-ФЗ;
Федеральный закон от 03.06.2006 N 75-ФЗ

1. Индивидуальные предприниматели должны сдавать налоговые декларации и расчеты 
авансовых платежей только по земельным участкам, используемым в 
предпринимательской деятельности (п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ).
2. Резиденты особых экономических зон не уплачивают налог только по тем земельным 
участкам, которые расположены на территории ОЭЗ (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков

Большинство вступающих в силу изменений улучшают положение налогоплательщиков, 
разрешают в их пользу многие спорные вопросы. Однако ряд поправок, наоборот, 
положение налогоплательщика ухудшает:
1. В случае, если налогоплательщик допустит просрочку уплаты авансового платежа по 
налогу, налоговый орган начислит пени, независимо от того, каким образом 
рассчитываются авансовые платежи: на основе налоговой базы или иным образом (абз. 2 
п. 3 ст. 58 НК РФ).
2. Требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику в течение 
трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ), а не трех месяцев с момента 
уплаты налога, как ранее.
3. Увеличен срок для проведения зачета излишне уплаченного налога в счет предстоящих 
платежей: с 5 дней до 10 дней (со дня получения заявления либо со дня подписания акта 
сверки, если сверка проводилась) (п. 4 ст. 78 НК РФ).
4. Налоговый орган имеет право самостоятельно провести зачет переплаты в счет не 
только погашения недоимки, но также в счет задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 
78 НК РФ).
5. Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности 
налогоплательщика, а не только три года, предшествующих году проведения проверки (ст. 
88 НК РФ). То есть камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных 
деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды.
6. Прямо установлено право налогового органа приостанавливать (в определенных 
случаях) проведение налоговых проверок (п. 9 ст. 89 НК РФ).
7. В п. 1.1 ст. 113 НК РФ прямо установлено, что если налогоплательщик в ходе выездной 
налоговой проверки препятствует налоговым органам в доступе на свою территорию, то 
течение срока давности привлечения к ответственности - три года - будет 
приостанавливаться.
8. Суммы налога, предъявляемые по товарообменным операциям, при зачете взаимных 
требований и использовании в расчетах ценных бумаг, покупатель должен уплатить 
деньгами (п. 4 ст. 168 НК РФ).
9. При применении ЕСХН переносить убытки на будущее можно только по итогам 
налогового периода, ранее у налогоплательщиков была возможность уменьшить 
налоговую базу убытками прошлых лет и по итогам отчетного периода (п. 5 ст. 346.6 НК 
РФ).
10. Уменьшен срок на подачу налоговых деклараций и уплату налога индивидуальными 
предпринимателями, применяющими ЕСХН: не позднее 31 марта следующего года (ранее 
- не позднее 30 апреля) (пп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ, п. 5 ст. 346.9 НК РФ).

Спорные вопросы,
оставшиеся нерешенными после принятия поправок

1. Изменения не установили, является ли срок для направления требования об уплате 
налога (п. 1 ст. 70 НК РФ) пресекательным, то есть является ли недействительным 
требование, выставленное с нарушением этого срока.
2. Изменения не установили, чем должен фиксироваться срок окончания камеральной 
проверки, однако последствий пропуска этого срока НК РФ не предусмотрено.
3. После 1 января 2007 года при проведении камеральных проверок по НДС налоговые 
органы по-прежнему вправе требовать у налогоплательщиков документы, 
подтверждающие правомерность налоговых вычетов (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ). Однако в 
ст. 172 НК РФ не предусмотрено конкретного и закрытого перечня этих документов, 
поэтому налоговые органы будут вправе требовать любые документы, подтверждающие 
вычеты, в том числе и первичные учетные документы.
4. Изменения не уточнили, вправе ли налоговый орган, согласно ст. 93 НК РФ, направлять 
требование о представлении документов по почте, и если да, то какой день в таком случае 
считается днем вручения требования.
5. При применении ЕСХН по-прежнему нельзя учитывать расходы на реконструкцию, 
модернизацию основных средств, на их достройку, дооборудование, техническое 
перевооружение, частичную ликвидацию (не упомянуты прямо в пп. 1, 2 п. 2 ст. 346.5 НК 
РФ).

Спорные вопросы, появившиеся в связи с поправками

1. Может ли налогоплательщик при совершении нарушения быть освобожден от 
взыскания штрафов и доначисления пеней, если он руководствовался письменными 
разъяснениями Минфина РФ, данными по запросу иного лица, но которые опубликованы 
и в которых даны разъяснения по ситуации, актуальной для неопределенного круга лиц? 
>>>
2. Имеют ли налоговые органы право на внесудебное взыскание сумм штрафов? >>>
3. Возможен ли зачет переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки по 
иным налогам? >>>
4. В каком порядке признавать расходы на НИОКР, завершенным до 1 января 2007 г., по 
старым или новым срокам? >>>
5. Вправе ли организации, осуществляющие деятельность в области информационных 
технологий, не начислять амортизацию и единовременно признать в качестве расходов 
остаточную стоимость по той электронно-вычислительной технике, которая приобретена 
до 1 января 2007 года?
[an error occurred while processing this directive]