[an error occurred while processing this directive] Права и обязанности политической партии

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/law/zak/zak068-5.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Федеральный закон "О политических партиях"

    
                 Глава V. Права и обязанности политической партии
     
Статья 26. Права политической партии
       1. Политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской 
Федерации, вправе:
       а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои 
взгляды, цели и задачи;
       б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов 
местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным 
законом и иными законами;
       в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством 
Российской Федерации;
       г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами 
юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
       д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, 
пикетирования и иные публичные мероприятия;
       
       е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, 
средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного 
образования взрослых;
       ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами 
массовой информации;
       з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными 
общественными объединениями без образования юридического лица;
       и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
       к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и 
иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные 
союзы и ассоциации;
       л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с 
законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
       2. Политическая партия правомочна осуществлять иную деятельность, установленную 
законодательством Российской Федерации.
       
Статья 26.1. Предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного 
лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного 
органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
       1. Политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в 
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской 
Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов и получил по итогам 
распределения наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать рассмотрение 
указанным органом предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре высшего 
должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного 
органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
       2. Если по результатам выборов в законодательный (представительный) орган 
государственной власти субъекта Российской Федерации списки кандидатов двух и более 
политических партий получили наибольшее и при этом равное число депутатских мандатов, 
каждая из таких политических партий вправе инициировать рассмотрение этим органом 
предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
       3. Если по результатам выборов в законодательный (представительный) орган 
государственной власти субъекта Российской Федерации, назначенных до 6 августа 2005 года, 
наибольшее число депутатских мандатов получил список кандидатов, выдвинутый 
избирательным блоком, право инициировать рассмотрение предложения, указанного в пункте 
1 настоящей статьи, принадлежит политическим партиям, входившим в такой избирательный 
блок. При этом политические партии выдвигают совместное предложение о кандидатуре 
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего 
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, 
предусмотренном уставами этих политических партий.
       4. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной 
власти субъекта Российской Федерации предложения политических партий, указанных в 
пунктах 1-3 настоящей статьи, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 18 
Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации 
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации".
       5. Политическая партия в порядке, предусмотренном ее уставом, может предоставить 
право инициировать рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, 
своим региональным отделениям.
       
Статья 27. Обязанности политической партии
       1. Политическая партия обязана:
       а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные 
конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты 
Российской Федерации, а также устав политической партии;
       б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности 
членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей 
деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о 
своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но 
обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в 
выборах и (или) референдумах, а также копию представляемого в Центральную 
избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической 
партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;
       в) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том 
числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее 
региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
       г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о 
проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в 
депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах 
местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии 
соответствующего уровня на указанные мероприятия.
       
       2. Политическая партия и ее региональные отделения ежегодно представляют в 
уполномоченные органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее 
региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных 
кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и 
органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными 
комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии 
протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего 
уровня.
       3. Политическая партия и ее региональные отделения обязаны информировать 
уполномоченные органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального 
закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных 
предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с 
момента таких изменений. Уполномоченные органы не позднее одного рабочего дня со дня 
получения соответствующей информации от политической партии или ее регионального 
отделения сообщают об этом в регистрирующий орган, который вносит в единый 
государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической 
партии или ее региональном отделении.
       
Статья 28. Имущество политической партии
       1. В собственности политической партии может находиться любое имущество, 
необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным 
законом и уставом политической партии.
       
       2. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее 
региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в 
целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической 
партии. Региональные отделения и иные структурные подразделения с правами юридического 
лица (далее - зарегистрированные структурные подразделения) политической партии 
обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними 
собственником, имеют самостоятельный баланс или смету.
       3. Имущество политической партии используется только для реализации целей и 
решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.
       4. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения 
политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении 
имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по 
обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного 
подразделения политической партии несет политическая партия.
       5. Ответственность за осуществление финансовой деятельности политической партии, 
ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений несут 
назначаемые в соответствии с уставом политической партии уполномоченные лица.
       
Статья 29. Денежные средства политической партии
       1. Денежные средства политической партии формируются за счет:
       а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом 
политической партии;
       б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с настоящим 
Федеральным законом;
       в) пожертвований;
       г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными 
отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от 
предпринимательской деятельности;
       д) поступлений от гражданско-правовых сделок;
       е) других не запрещенных законом поступлений.
       2. Денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных 
организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая 
партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения 
вправе иметь только по одному расчетному счету.
       
Статья 30. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям
       1. Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования 
в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, 
что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.
       
       2. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде 
денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Допускаются пожертвования 
от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее 
региональным отделениям. Общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных 
средств от одного физического лица не должна превышать четыре тысячи триста тридцать 
рублей.
       
       3. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям 
от:
       а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;
       б) иностранных граждан;
       в) лиц без гражданства;
       г) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;
       д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) 
иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день 
внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка 
лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий 
финансовый год);
       е) международных организаций и международных общественных движений;
       ж) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного 
самоуправления;
       з) государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных 
унитарных предприятий;
       и) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) 
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований 
превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных 
обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем 
собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
       и.1) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного 
самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке 
приватизации), организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в подпунктах "д" 
и "и" настоящего пункта, а также от организаций, в уставном (складочном) капитале которых 
доля (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах "д" и "и" настоящего пункта, превышает 
30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день 
составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров 
за предыдущий финансовый год);
       к) воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;
       л) благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от 
учрежденных ими организаций;
       м) анонимных жертвователей. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, 
который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих 
сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные 
сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение 
пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер 
налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные 
сведения;
       н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения 
пожертвования.
       о) некоммерческих организаций, получавших в течение года, предшествующего дню 
внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные 
средства либо иное имущество от:
       иностранных государств, а также от указанных в подпунктах "а" - "г", "е" - "з", "к" - "н" 
настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;
       российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного 
участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день 
перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых 
акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в 
годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
       юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской 
Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала 
(превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного 
имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих 
право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
       организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного 
самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке 
приватизации);
       организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и 
четвертом настоящего подпункта;
       организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, 
указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 
процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для 
открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать 
в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
       
       3.1. Некоммерческие организации, указанные в подпункте "о" пункта 3 настоящей 
статьи, не вправе вносить пожертвования политической партии, ее региональным отделениям 
только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства 
либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо 
передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или 
физическим лицам, указанным в абзацах втором - седьмом подпункта "о" пункта 3 настоящей 
статьи (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход 
Российской Федерации), до дня внесения пожертвования политической партии, ее 
региональным отделениям.
       4. Пожертвования, указанные в пункте 3 настоящей статьи, пожертвования, внесенные с 
нарушением требований пунктов 5 и 6 настоящей статьи, а также пожертвования, 
перечисление которых влечет за собой превышение суммы, указанной в пункте 9 настоящей 
статьи, политическая партия или ее региональное отделение в течение месяца со дня их 
получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать 
(перечислить) в доход Российской Федерации.
       5. Юридическое лицо при передаче политической партии или ее региональному 
отделению пожертвования в виде денежных средств перечисляет их на счет политической 
партии или ее регионального отделения в кредитной организации с указанием в платежном 
поручении следующих сведений о нем: идентификационного номера налогоплательщика, 
наименования, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии ограничений, 
предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
       6. Гражданин Российской Федерации при передаче политической партии или ее 
региональному отделению пожертвования в виде денежных средств перечисляет их на счет 
политической партии или ее регионального отделения в кредитной организации лично из 
собственных средств с предъявлением паспорта или заменяющего его документа и указанием 
в платежном документе либо в денежном переводе следующих сведений о себе: фамилии, 
имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или 
документа, заменяющего паспорт гражданина, сведений о гражданстве. При осуществлении 
гражданином Российской Федерации пожертвования путем передачи политической партии или 
ее региональному отделению наличных денежных средств в соответствии с пунктом 2 
настоящей статьи в приходном ордере указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, 
адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт 
гражданина, сведения о гражданстве жертвователя.
       7. В случае, если пожертвование осуществляется не в виде денежных средств, 
политическая партия или ее региональное отделение оценивает его в денежном выражении в 
соответствии с законодательством Российской Федерации и вносит соответствующие данные, 
включая сведения о жертвователе, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, в сводный 
финансовый отчет политической партии, в финансовый (бухгалтерский) отчет политической 
партии или в финансовый (бухгалтерский) отчет регионального отделения политической 
партии.
       
       8. Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее 
региональными отделениями, от одного юридического лица в течение календарного года, не 
должна превышать сорок три миллиона триста тысяч рублей. Сумма пожертвований, 
полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного 
физического лица в течение календарного года, не должна превышать четыре миллиона 
триста тридцать тысяч рублей.
       
       9. Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее 
региональными отделениями, не должна превышать четыре миллиарда триста тридцать 
миллионов рублей. При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным 
отделением политической партии, не должна превышать восемьдесят шесть миллионов 
шестьсот тысяч рублей.
       
Статья 31. Хозяйственная деятельность политической партии
       1. Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов 
обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской 
деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества.
       2. На работающих по трудовому договору (контракту) работников аппарата 
политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений 
распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном 
страховании.
       Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения 
вправе заключать с работниками аппарата политической партии срочные трудовые договоры 
(контракты) на срок, не превышающий срока полномочий руководящих органов политической 
партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.
       3. В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и 
решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая 
партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять 
следующие виды предпринимательской деятельности:
       а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для 
пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
       б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием 
политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической 
продукции;
       в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии 
движимого и недвижимого имущества.
       4. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные 
подразделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не 
указанные в пункте 3 настоящей статьи.
       5. Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее 
региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться 
между членами политической партии и должны использоваться только в целях, 
предусмотренных ее уставом.
       6. Результаты хозяйственной деятельности политической партии, ее региональных 
отделений и иных структурных подразделений должны быть отражены в сводном финансовом 
отчете политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных 
отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.
       7. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные 
подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность.
[an error occurred while processing this directive]