[an error occurred while processing this directive] Структура налоговых органов

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/taxes/tax020.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Структура налоговых органов

Общая информация

Термин налоговые органы охватывает только органы МНС, поскольку есть путаница на практике, когда под налоговыми органами понимают не только МНС, но и иные органы. Так вот, из НК совершенно очевидно, что под налоговыми органами понимаются только органы МНС. Это означает, что налоговая полиция, таможенные органы и органы внебюджетных фондов к налоговым не относятся.

Продолжая разговор о структуре налоговых органов, надо сказать, что на сегодняшний день налоговые органы представляют собой единую централизованную систему налоговых органов. Характеристика этой системы как единая означает, что никаких иных налоговых органов не может существовать, кроме МНС. Речь идет о субъектах РФ и о местном самоуправлении. Субъекты Федерации создавать собственные налоговые органы права не имеют. Что касается местного самоуправления, здесь сложнее вопрос. Есть закон о финансовых основах местного самоуправления, где предусмотрено создание муниципальных налоговых служб.

Однако эта норма противоречит НК и применению не подлежит. Поэтому если муниципальные органы создают налоговые органы или налоговые службы, то НК и Закон о налоговых органах РФ на эти местные органы не распространяется. Характеристика этой система как централизованной означает, что в МНС действует только вертикальное подчинение. Нижестоящий налоговый орган подчиняется вышестоящему и двойного подчинения эти органы не имеют, то есть налоговая инспекция МНС по Санкт-Петербургу в состав Администрации Санкт- Петербурга не входит, у нее нет горизонтального подчинения.

Исключением из этого правила является налоговая инспекция г. Москвы. В свое время в 1992 году был указ президента, по которому налоговая инспекция по Москве имеет двойное подчинение, то есть она подчиняется и Лужкову, и министру по налогам и сборам. Этот указ сильнее всех последующих законов, кодексов и т.д. и до сих пор налоговая инспекция по Москве имеет двойное подчинение. Это то исключение, которое, тем не менее, не опровергает общего правила.

Последняя характеристика системы налоговых органов заключается в том, что МНС имеет трехзвенную систему.

На федеральном уровне это само министерство, возглавляемое министром, министр назначается президентом. Таким образом, этот орган входит в число тех федеральных органов исполнительной власти, которые непосредственно подчиняются президенту.

На уровне субъектов Федерации создаются управления МНС по субъектам Федерации и инспекции МНС по субъекту Федерации. Первоначально была практика, что каждый субъект Федерации имеет свой территориальный орган, но в последующем стали происходить изменения.
Кроме того, на уровне субъектов Федерации могут создаваться межрегиональные инспекции МНС. Это тот уровень управления, который на сегодняшний день привязан к федеральным округам, где подобный межрегиональный орган может создаваться и уже создается.

Наконец, на третьем уровне – на местном – создаются инспекции по налогам и сборам по районам, районам в городах и городам без районного деления. В целом и основном это совпадает с уровнем местного самоуправления, за исключением таких ситуаций, как Москва и Санкт-Петербург, где организация местного самоуправления иная, поэтому в Питере такого совпадения нет. Кроме того, практика привела к тому, что эти инспекции могут создаваться на межрайонном уровне. Как правило, в субъектах Федерации, где район – это огромная территория, а население маленькое (речь идет о Дальнем Востоке), там могут создаваться межрайонные управления МНС.

Права налоговых органов

Эти права предусмотрены не только в специальной ст.31 НК, но и разбросаны в целом по НК, кроме того, предусмотрены в действующем специальном Законе «О налоговых органах Российской Федерации», который есть не что иное, как тот самый базовый закон 1991 года «О Государственной налоговой службе в РСФСР», но только в новой редакции 1999 года. Таким образом, права налоговых органов велики по объему и среди них есть существенные, важные права, есть малозначительные. Но всю эту группу полномочий можно классифицировать определенным образом.

Первая группа полномочий – полномочия налоговых органов в сфере правового регулирования вопросов налогообложения. Речь идет о праве налоговых органов издавать акты по вопросам налогообложения. Это могут быть нормативные акты, индивидуальные акты. Нас интересуют нормативные акты. Характер этих актов определяется ст.4 НК. Эти акты не относятся к налоговому законодательству, но, тем не менее, могут регулировать вопросы налогообложения. Надо иметь в виду, что это полномочие принадлежит исключительно федеральному органу, то есть только само МНС может издавать такие акты. Что касается субъектов Федерации, то на этом уровне управления МНС могут издавать такие акты, но они методического либо рекомендательного характера.

Следующая группа полномочий – права налоговых органов в сфере исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога. Это право на бесспорное списание сумм недоимок и пени, а также право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.

Следующая группа прав – права налоговых органов в сфере осуществления налогового учета. Именно налоговые органы осуществляют налоговый учет и определяют порядок осуществления этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановке на налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д. Кроме того, в этой же группе находятся полномочия, в соответствии, с которыми налоговый орган имеет право требовать от государственных органов и иных обязанных органов информацию о регистрационных действиях, которые эти органы осуществляют в соответствии со своей компетенцией. Речь идет о регистрации юридических лиц, граждан по месту жительства, регистрации сделок с недвижимостью и т.д.

Следующая группа прав налоговых органов – это права в сфере осуществления налогового контроля. Это наиболее многочисленная группа полномочий. Сюда входят:
Право проведения налоговых проверок (выездных и камеральных).
Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых.
При этом это полномочие не предполагает выбора вариантов поведения у привлекаемых, то есть отказаться от участия в налоговом контроле – это означает в определенных ситуациях попасть под ответственность за налоговые правонарушения.

Налоговый орган имеет право вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым известны либо могут быть известны какие-то обстоятельства, необходимые для проведения налогового контроля.
Это полномочие по контролю за крупными расходами физических лиц.
Это полномочие по обследованию и осмотру практически любых помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения доходов.
Таким помещением может оказаться и жилое помещение, например, индивидуального предпринимателя либо иного гражданина. В данном случае полномочия налоговых органов в этом случае не беспредельны, и при отказе налогоплательщика налоговому органу в обследовании такого помещения налоговые органы принудительно не могут реализовать это полномочие, у них есть для этого иной рычаг воздействия: они тогда имеют право рассчитать налог по аналогии.

Налоговые органы имеют право производить выемку документов, а также предметов при проведении налоговых проверок.

Налоговые органы имеют право истребовать от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.

Кроме того, налоговые органы имеют право проводить встречную проверку, которая заключается в истребовании документов у иных лиц, в отношении которых не проводится проверка, но с которыми связан тот налогоплательщик, который подвергается налоговой проверке.

Налоговые органы имеют право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.

Наконец, еще одно полномочие из числа существенных в этой контрольной сфере, это право создавать налоговые посты в порядке, установленном НК. На сегодняшний день речь идет об акцизных налоговых постах, которые функционируют круглосуточно и которые позволяют отследить произведенную продукцию, в данном случае алкогольную, и таким образом проконтролировать уплату акцизов с этой произведенной продукции.

Следующая группа полномочий – права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности. В данном вопросе налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения. Речь идет, например, об аресте имущества либо приостановке операций по счету. Но надо иметь в виду, что полномочия по взысканию налоговых штрафов возложены на суд, а не налоговые органы, то есть налоговые органы привлекают к ответственности, однако взыскание наложенных налоговых санкций, а именно, штрафов кодекс закрепляет за судом, а не за налоговым органом. Здесь есть достаточно спорные ситуации, и я о них буду говорить позже.

Следующая группа прав – это права налоговых органов в сфере судебной защиты государственных интересов. В данном случае речь идет об исках, которые налоговые органы имеют право предъявлять в соответствующие суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Вы знаете, что государственные органы имеют право предъявлять только такие иски, основания которых прямо предусмотрены в законе. Никаких иных исков от них суд принимать просто не будет. Поэтому чрезвычайно важно, какие же основания закреплены в соответствующих законах и актах в этом вопросе.

Иски, которые налоговые органы имеют право предъявлять

- О взыскании сумм налогов, сборов и пени в случаях, когда бесспорный порядок взыскания невозможен.

- О взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушение налогового законодательства; привлекают к ответственности налоговые органы, но взыскивают суды.

- О признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и взыскании доходов, полученных в этих случаях. Это основание иска существовало с 1991 года, когда появился закон, но оно достаточно редко применяется налоговыми органами, потому что не так просто доказать недействительность государственной регистрации.

- О ликвидации, банкротстве организации по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В данном случае действует закон о несостоятельности, банкротстве предприятий, где налоговый орган может выступать таким государственным органом. Однако практика на сегодняшний день такова, что, как правило, налоговые самостоятельно таких исков не предъявляют, а предъявляют совместно, либо готовят документы для предъявления таких исков со стороны органа, который осуществляет государственное регулирование этого вопроса.

- О расторжении договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите, когда нарушаются условия этих договоров. Тоже достаточно интересное основание. Дело в том, что сам договор о налоговом кредите либо инвестиционном налоговом кредите заключается финансовым органом, а не налоговым. Налоговая стороной договора вообще не является, но, тем не менее, кодекс закрепляет за ней право подавать иски о расторжении таких договоров, если нарушаются условия. Условия этих договоров могут быть самые разные, в том числе может быть не целевое использование этой налоговой льготы и нарушение графика выплаты процентов за пользование кредитом и погашения основной суммы долга.

- О взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, более трех месяцев числящейся за зависимыми дочерними обществами. В данном случае иск предъявляется к основной организации по задолженности дочерней и, наоборот, к дочерней по задолженности, которая числится за основной организацией, если, естественно, у налоговой инспекции есть основания и есть доказательства того, что выручка поступает на иные счета, то есть на счета зависимой организации, а не основной, и наоборот, то есть если речь идет об уклонении от уплаты налогов.

В ч.1 НК этот перечень не исчерпывающий. Указано, что иски могут подаваться и в иных случаях, но все-таки только в тех случаях, которые предусмотрены в самом НК, то есть не в иных законах, а только в НК.

И в этом плане возникает определенное противоречие закона о налоговых органах РФ, в котором предусмотрены еще два основания подачи исков в суд. Первое – это основание о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий, второе – признание сделок недействительными и взыскание в доход государства всего полученного по таким сделкам. Эти основания тоже очень редко встречаются в арбитражной практике, поскольку здесь необходима хорошая доказательственная база. Доказать, что имущество приобретено не по сделке, а в результате других незаконных действий либо о признании сделки недействительной, то есть здесь такое основание, что сделка противна основам правопорядка и нравственности. В любом случае надо будет доказать по крайней мере умысел одной из сторон. Эти основания редко применяются.

Итак, это основные полномочия у налоговых органов. Это не полный перечень, а только самые основные, на самом деле он внушительный, хотя на самом деле НК в целом ограничил налоговую инспекцию в тех полномочиях, которые она имела до НК. Если перечень прав и расширился, то сами полномочия действительно оказались ограниченными таким образом, что они стали урегулированы. Появились процедурные нормы реализации целого ряда полномочий, а их наличие дает возможность налогоплательщику защищаться и доказывать нарушение этих процедурных норм.

Поэтому кодекс, с одной стороны, расширив права налоговых органов, с другой стороны, ограничивает тем, что вводит целый ряд норм, которые налоговая должна соблюдать, потому что до НК полномочия налоговых органов были сформулированы настолько обще, что они становились беспредельны, тогда как на сегодняшний день налоговая вынуждена работать более грамотно, а налогоплательщик получил возможность свои права достаточно эффективно защищать.

Обязанности налоговых органов

Основные обязанности прописаны в ст.32 НК, это как бы базовая статья по обязанностям, но и в других статьях ч.1 НК и в ч.2 НК тоже присутствуют обязанности. Обязанности следующие.

1. Соблюдать налоговое законодательство.

2. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые органы не взыскивают налоги, не взимают, не собирают. Налоговые органы осуществляют контроль за уплатой налогов, контроль за соблюдением налогового законодательства, за исполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов. И то, что налоговый орган имеет право бесспорного списания сумм недоимок и пени, на самом деле природу налоговых органов не меняет. Налоговые органы – это контрольные органы. Этим они отличаются от таможенных органов, потому что таможенные платежи зачисляются на счет таможенного органа и таможенный орган в этом плане выступает как орган, который взыскивает таможенные платежи, взимает. Налоговые органы никакого такого счета не имеют, налоги зачисляются прямо в бюджет, а налоговая только контролирует своевременность их уплаты.

3. Учет налогоплательщиков. Тоже надо сказать, что эта обязанность должна быть единственной обязанностью, закрепленной исключительно за налоговыми органами, то есть налоговый орган должен быть монополистом в этом вопросе, хотя здесь законодатель пока допускает ситуацию, когда параллельно существует учет, по крайней мере, в социальных и внебюджетных фондах, и таким образом учет налогоплательщиков начинает как бы расползаться, и тут возникают проблемы, связанные с ответственностью за нарушение порядка постановки на учет. Понятно, что если это учет налогоплательщика, то это осуществляют налоговые органы и ответственность может быть только за не постановку на учет в налоговых органах. А когда еще внебюджетные фонды осуществляют учет, встает вопрос, есть ли там ответственность при нарушении порядка. Четкости в этом вопросе, к сожалению, пока нет.

4. Налоговым органам вменено в обязанность проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков и давать письменные разъяснения о применении норм налогового законодательства. У налогоплательщиков есть аналогичные права. И поскольку у налоговых органов есть аналогичная корреспондирующая обязанность, таким образом, законодатель создает полноценную норму, когда права налогоплательщиков корреспондируют обязанности налоговых органов.

5. Обязанность осуществлять возврат или зачет излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней.

6. Обязанность соблюдения налоговой тайны.

7. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщикам копии актов налоговых проверок, копии решений налоговых органов, (Это очень важно. Если эта обязанность не выполнена, то это сразу снимает вопрос об ответственности налогоплательщика), а также налоговые уведомления и требования об уплате налога.

8. Поскольку налоговый орган – это не правоохранительный орган, а именно контрольный, то в обязанность налоговых органов включается обязанность передать информацию, материалы и документы в соответствующие органы (до Указов Президента – налоговую полицию, после – МВД) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не позднее, чем в 10-дневный срок после получения такой информации. [an error occurred while processing this directive]