[an error occurred while processing this directive] Бесспорный порядок взыскания налога за счет безналичных денежных средств

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/taxes/tax023-04.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Бесспорный порядок взыскания налога за счет безналичных денежных средств

Этот порядок (ст.46) применяется только к организациям. Надо обратить внимание, что этот же порядок распространяется не только на налогоплательщика, но и налогового агента. Поэтому если налоговый агент не уплатил подоходный налог, то есть налог за физических лиц, то в результате проведенной проверки этот налог будет уплачен в принудительном порядке и начнется это именно со ст.46.
Это достаточно сложная статья и этот порядок взыскания налогов производится в несколько этапов.

Первый этап – это принятие решения о взыскании недоимки.

Второй этап – доведение решения до налогоплательщика или налогового агента.

Третий этап – направление инкассового поручения в банк (кредитную организацию).

Четвертый этап – само списание суммы недоимки со счета клиента банка, со счета налогоплательщика.

Начнем по порядку - принятие решения о взыскании недоимки. Такое решение принимается налоговым органом исключительно на основании акта налоговой проверки. Поэтому в основе мы должны иметь акт проверки. На самом деле это верно, потому что никакого иного способа узнать о наличии недоимки, как проверить налогоплательщика, у налоговой нет. Эта проверка может быть как выездная, так и камеральная (камеральная – это проверка представленной налоговой отчетности).

Таким образом, ситуация, когда налоговому органу станет известно о недоимке, эта ситуация возникает с регулярностью, когда приходит срок сдачи налоговой отчетности и налоговая проверяет каждый раз эту налоговую отчетность: квартальную, месячную и по другим срокам.

До нового кодекса была масса проблем с тем, что является основой для бесспорного списания, которое проводилось до НК. И поскольку тогда процедурные нормы отсутствовали, то происходило так, что налоговый орган выписывал инкассовое поручение, инкассовое поступало в банк, банк списывал. У налогоплательщика вообще на руках никакого документа, зачастую даже акта проверки, не было. И возник вопрос о том, что вообще можно было оспорить в суде. И арбитражная судебная практика пришла к выводу, что поскольку в арбитражном суде может быть оспорен индивидуальный акт государственного налогового органа, а такого акта вообще не предусмотрено, ни названия, ни формы, никаких иных требований, то таким актом признавалась подпись начальника или заместителя налоговой инспекции на инкассовом поручении. Но это уже арбитражная практика создала такой прецедент. И наш законодатель, зная, что эта проблема больная, не нашел ничего лучшего, как опять не формализовать этот акт, то есть указал на «решение», но решение в кодексе используется в разных ситуациях с разным смыслом. Поэтому если бы написал «постановление», то это было бы гораздо лучше. Но он, к сожалению, этого не сделал.

Итак, на основании акта налоговой проверки принимается решение без какого- то конкретного названия о применении этого порядка бесспорного взыскания. И это решение должно быть принято в определенном сроке. Акт налоговой проверки и решение о взыскании друг за другом следуют и временной интервал между ними не может быть большим. Если проверили и обнаружили недоимку по акту проверки, а потом целый год ничего не предпринимали, это ненормальная ситуация. Поэтому законодатель решил установить этот срок, когда решение должно быть принято. В ст.46 он написал следующим образом, что решение должно быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

С одной стороны, этот срок вынесения решения не может возникнуть раньше, чем наступил срок уплаты самого налога, потому что недоимка возникает только после того, как срок истек. Вот срок истек – дальше налоговая пришла с проверкой или в форме камеральной проверки обнаружила недоимку, после этого она выписала требование об плате налога, в требовании она указала срок, когда налог должен быть уплачен – 2 недели или 10 дней, и только после этого не позднее 60 дней налоговая должна принять это решение. За истечением этих 60 дней решение приниматься уже не может, что очень важно, потому что банк обязан осуществить бесспорное списание только в том случае, если этот 60-дневный срок не истек.

Только возникает вопрос, как банк вообще узнает, когда этот 60-дневный срок истекает, если он не знает ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвертого? Совершенно непонятно, почему законодатель сделал такую вещь. А это действительно важно, потому что если налогоплательщик (а ведь он может все рассчитать, в его распоряжении все документы находятся), высчитав всё это, обнаружит, что 60-дневный срок истек, банк не должен был в бесспорном порядке списывать, то что у него возникает? У него возникает право иска к банку о возврате на его счет этих денег, даже если действительно налог должен быть списан, поскольку нарушена процедура, и плюс упущенную выгоду за тот период, когда банк списал, а налогоплательщик не мог пользоваться этими денежными средствами. Поэтому банк поставлен в странную ситуацию, когда он, не зная, эти сроков, тем не менее, должен их отслеживать. Достаточно сложный механизм и для чего законодатель его таким образом сделал совершенно не понятно.

Если этот 60-дневный срок истек, то решение о взыскании налога в бесспорном порядке приниматься не должно. Спрашивается, а что же тогда, налог взыскать нельзя? Нет, в этом случае налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о взыскании суммы налога. Одно из оснований обращения в суд с иском – это иск о взыскании суммы недоимки, пени или сбора как раз в той ситуации, когда бесспорный порядок невозможен, а он становится невозможным, когда истек этот 60-дневный срок, после того как истек срок, установленный в требовании об уплате налога, а требование об уплате налога тоже выписывается в неопределенный срок и в нем еще самом устанавливается неопределенный срок.

Следующий этап – доведение решения о взыскании до налогоплательщика. Предположим, что налоговый орган вынес решение в установленные сроки и автоматически он должен в течение 5 дней довести это решение, то есть представить копию решения налогоплательщику. Таким образом, налогоплательщик по крайней мере узнает, что, придя в банк, он там может ожидать инкассового поручения на бесспорное списание. А до НК для него это было полной неожиданностью, когда он приходил в банк и обнаруживал, что не только на его счете ничего нет, но еще и картотека образовалась.

Но это требование о том, что в 5-дневный срок налогоплательщик должен быть извещен, на самом деле ничего не значит, потому что если налоговый орган не доведет до налогоплательщика или доведет в течение 2 недель, то это совершенно ничего не меняет. Никакой ответственности за неисполнение этого срока не предусмотрено и на саму процедуру бесспорного списания нарушение этого срока не влияет.

Третий этап – направление инкассового поручения в банк. Приняв решение, налоговый орган выписывает параллельно с этим инкассовое поручение или распоряжение, подписывает это инкассовое поручение или поручение только надлежащее должностное лицо, к которым относится либо руководитель налогового органа, либо его заместитель, и направляет его в кредитную организацию, в которой находится счет налогоплательщика. Кредитная организация, получив это инкассовое поручение, обязана исполнить его в обязательном порядке, то есть никаких возражений или никаких отклонений для банка в получении такого документа не предусмотрено. Идет безусловное исполнение этого инкассового поручения. Причем срок исполнения этого инкассового поручения установлен в этой же ст.46 и составляет не более одного банковского операционного дня. Тут тоже надо иметь в виду, что операционный банковский день может длиться полдня, поэтому если инкассовое поручение поступило во второй половине дня, когда банковский день истек, следовательно, должна быть поставлена дата, в соответствии с которой в следующем банковском дне в течение операционного дня эта операция должна быть совершена.

При недостаточности средств на счете налогоплательщика банк применяет ст.855 ГК, которая на сегодняшний день относит эти платежи к третьей очереди, наряду с выплатами по заработной плате.

Это инкассовое поручение может быть адресовано как к рублевому счету налогоплательщика, так и валютному. Но списание с валютного счета сопряжено с правилами осуществления валютных операций, то есть налоговый орган должен дать поручение банку на конвертацию валюты, то есть на продажу валюты в необходимом размере, на зачисление ее на рублевый счет и списание потом с рублевого счета. То есть срок осуществления этой операции удлиняется на срок, необходимый для осуществления операции по продаже валюты на внутреннем валютном рынке. А сроки осуществления этих операций определяются уже Центральным Банком.

Особый порядок предусмотрен для депозитного счета. С депозитного счета взыскание, списание средств невозможно до истечения срока действия этого депозитного договора. И это совершенно понятно, потому что депозитный счет опосредует договор между налогоплательщиком и банком, по которому банк имеет право пользоваться этими средствами, обязан их вернуть в течение срока, заплатив определенные проценты. Поэтому если депозитный счет не вывести в особый порядок, то на самом деле получится, что налог уплатит банк, потому что взыскание будет обращено на те средства, которые по договору принадлежат банку. Поэтому обращение взыскания на депозитный счет сопряжено с такими особенностями.

В силу этой же причины практически на кредитный счет или на ссудный счет обращение взыскания, списания денежных средств не допускается, опять же в силу того, что ссудный счет предполагает заключение договора, по которому на счет налогоплательщика поступают средства этого коммерческого банка, но налогоплательщик по этому ссудному счету имеет определенные обязательства по целевому использованию ссудного счета, потому что банк выдает счет только на определенные цели, и он обязан вернуть эти суммы.

Итак, эти правила предусмотрены в ст.46 и банк обязан в безусловном порядке исполнить инкассовое поручение, то есть списать средства со счет налогоплательщика. Если на счете средств нет или их недостаточно, то, получив соответствующую выписку со счета и получив соответствующий документ от банка, наш налоговый орган может принять одно из двух решений: либо ожидать поступления средств на банковский счет, либо принять решение об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика. Надо обратить внимание на то, что если налоговому органу вообще не известно о наличии счетов в кредитных организациях, либо недостаточно средств, то ждать, искать эти счета наш налоговый орган не обязан. Он принимает решение совершенно самостоятельно. Поэтому в любой момент, если на счете образовалась временная нехватка средств у нашего налогоплательщика, налоговый орган может принять решение о переходе к следующему этапу – обращению взыскания на иное имущество налогоплательщика, то есть на арест имущества, его реализацию в установленном порядке и погашение недоимки за счет этого иного имущества. [an error occurred while processing this directive]