[an error occurred while processing this directive] Налоговое декларирование

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/taxes/tax024-02.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Налоговое декларирование

Налоговое декларирование также является элементом налогового контроля и в настоящее время налоговое декларирование у нас по НК представляет собой волеизъявление налогоплательщика путем подачи документов по утвержденной форме, в которых налогоплательщик указывает все свои доходы, расходы и объекты налогообложения. Надо сказать, что опять же мировой опыт знает два способа декларирования: самостоятельное и кадастр. Кадастр – это учет доходов, расходов и объектов налогообложения, но кадастр ведут государственные органы, тогда как при налоговом декларировании самостоятельно налоговые органы не ведут сплошного учета, а обязанность такая возложена на налогоплательщика. Конечно, кадастр – это наиболее полный и наиболее удобный для государства способ учета доходов, расходов и объектов недвижимости, но это и самый дорогой способ, потому что даже ведение земельного кадастра во Франции, которая ведет его 200 с лишним лет, является очень дорогим удовольствием. Наш законодатель обязанность по налоговому декларированию возлагает на налогоплательщика и ответственность, соответственно, за недостоверность этой информации тоже ложится на налогоплательщика. А со стороны государства осуществляется только контроль, не сплошной, а выборочный, по определенный правилам.

Сама декларация как документ, как письменное заявление, определена в ст.80 НК. Там содержится несколько правил:

Во-первых, налоговая декларация – это единый документ для всех: для организаций и физлиц.

Во-вторых, она предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган не имеет права отказать в приеме налоговой декларации. Поэтому когда предоставляется нулевая декларация и налоговый инспектор пытается не взять, то на самом деле такого права у него нет, он обязан принять любую налоговую декларацию, потому что все вредные последствия, ответственность лежат на налогоплательщике. Но в то же время налоговая декларация существует в установленной определенной форме, то есть это не произвольный документ, а документ по установленной форме. Поэтому налогоплательщик должен его заполнить по той форме, которая установлена.

Следующее правило: налоговая декларация может сдаваться лично, но не исключено, а наоборот допускается почтовое отправление, когда налогоплательщик может отправить налоговую декларацию по почте и дата отправления заказного письма с описью будет являться датой представления, датой сдачи налоговой декларации в налоговый орган.

Из этой ст.80 все совершенно очевидно и понятно. Только один маленький нюанс остается спорным. Сказано в этой статье, что налоговая декларация представляется по всем налогам, подлежащим уплате. Отсюда возникает вопрос: если у налогоплательщика налоговая льгота и он не обязан уплачивать налог в этом налоговом периоде, должен ли он представлять налоговую декларацию. Или, например, у него переплата налога, у него зачет на следующий период и он в этом периоде налог не будет уплачивать: должен ли он представлять налоговую декларацию? Толкование в данном случае грамматическое и системное в целом НК и также практика на сегодняшний день позволяют отчетливо сказать, что налоговые декларации представляются по всем налогам, независимо от того, подлежат уплате конкретные суммы или не подлежат. Если налогоплательщик является плательщиком этого налога, является субъектом этого налога, то он обязан представить декларацию, в которой будет написано, что у него налоговая льгота или зачет и никакие суммы в бюджет уплате не подлежат.

Последнее, что является существенным, это возможность внесения изменений в налоговую декларацию. Ст.81 содержит ряд правил о внесении изменений в налоговую декларацию. Это статья об ошибке. Еще до кодекса возникла проблема ошибки налогоплательщика. Возник вопрос: имеет ли право налогоплательщик ошибаться техническим образом, то есть неправильно рассчитать налог. До кодекса эта ситуация решалась совершенно отрицательно: никакая ошибка не допускалась. Даже совершенно очевидная арифметическая ошибка означала, что налогоплательщик должен быть подвергнут ответственности за нарушение действующего налогового законодательства.

Хотя арбитражная практика через некоторое время пришла к выводу, что ошибка ошибке рознь. И если состав правонарушения формальный, то такая ошибка порождает штраф, но это будет штраф за нарушение ведения бухгалтерского учета. А если ошибка в налоговой декларации не привела к тому, что бюджет недополучил, что бюджет пострадал, такая ошибка уже не влекла ответственности. То есть бухгалтер мог сколь угодно неправильно считать, но если он при этом правильно заплатил налог и бюджет не пострадал, то ответственность за занижение или уплату суммы налога не может быть.

Судебная практика пришла к этой здравой позиции. Потом в указе президента 1996 года появилось понятие «техническая ошибка», которая снимает вину налогоплательщика, но расшифровки технической ошибки тоже не было. Поэтому ситуация была такой же неопределенной.

Поэтому теперь в ст.81 НК содержится ряд ситуаций, которые позволяют сказать, что да, налогоплательщик имеет право на ошибку, он имеет право на исправление этой ошибки, но в зависимости от того, кто вперед успел эту ошибку обнаружить, сам налогоплательщик или налоговый орган.

Первая ситуация. Налогоплательщик сдал налоговую декларацию и обнаружил ошибку. Если еще не наступил срок подачи декларации и срок уплаты налога, то он смело подает новую декларацию, тем самым аннулируя предыдущую. И никаких негативных последствий у него не наступает. До истечения срока подачи декларации и до момента наступления уплаты налогов, понятно, еще никто не пострадал: ни налоговый орган, потому что срок подачи деклараций не наступил, и бюджет не пострадал, потому что срок уплаты не наступил. Это ситуация, когда налогоплательщик может исправить ошибку без всяких вредных последствий.

Вторая ситуация, когда налогоплательщик обнаружил ошибку уже после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога. В этой ситуации он еще может внести исправления и не пострадать, но только в той ситуации, когда эту ошибку обнаружил налоговый орган и собрался прийти с проверкой, а налогоплательщик, узнав об этом факте, побежал исправлять налоговую декларацию. Уже здесь внесение исправлений не допускается. А дальше идет налоговая проверка, составляется акт и по результатам этой проверки принимается решение о том, есть вредные последствия или нет. Но эта ситуация, что налогоплательщик не должен знать о том, что его ошибка обнаружена, очень субъективный момент. Как налогоплательщик может узнать? Ну, узнать он может, если он в хороших отношениях с налоговым инспектором. А как налоговый орган докажет, что налогоплательщик узнал и в связи с этим пошел исправлять? Это доказать, тем более в судебном порядке, практически невозможно. Поэтому такое ограничение есть, но оно недоказуемо.

Третья ситуация, когда налогоплательщик обнаружил ошибку уже после того, как и срок подачи декларации истек, и срок уплаты истек. Он уплатил ошибочно налог меньше, а потом обнаружил свою ошибку. Если он ее обнаружил (он, а не налоговый орган), то он может внести изменения, доплатить налог и к ответственности привлекаться не будет. Добровольное исправление ошибки и доплата налога снимает с него налоговую ответственность, но не снимает пени. Пени остаются, поскольку это не мера ответственности по НК, а мера обеспечения налоговой обязанности. И опять же ответственность только тогда не наступает, если налогоплательщик не узнал о том, что налоговый орган первым обнаружил эту ошибку. То есть то же самое ограничение и здесь применяется и оно точно так же трудно доказуемо.

Вот эти три ситуации прописаны в ст.81. Но на самом деле есть и четвертая ситуация в жизни, когда налогоплательщик обнаружил ошибку после того, как его проверил налоговый орган и не обнаружил этой ошибки. Встает вопрос: налогоплательщик ее обнаружил, проверка прошла и по проверке ничего нет. Он стоит перед дилеммой: что делать? Если он ее заявит, то он доплатит налог и пени, и его, наверное, к ответственности не привлекут. Либо он вообще молчит и тогда вообще ничего не платит. Но тут есть риск, потому что возможна повторная налоговая проверка. Она, конечно, по ограниченным основаниям, но она все равно остается возможной. Тогда он получит и пени в большем периоде, и к ответственности тоже может быть привлечен. А поскольку эта ситуация не прописана никак в НК, то налогоплательщик сам выбирает, как ему поступать в этой сложной жизненной ситуации. [an error occurred while processing this directive]